ЛС определяет функциональные спецификации для новых продуктов и качества дистрибьюции, которое будет зависеть от:
1)адекватности интерпретации требований покупателей;
2)способности определения латентных покупательские ожидания;
3)способности адаптировать технологии производства и дистрибьюции к изменению покупательских ожиданий.
2. Поддержание продуктового канала.
Интегрированная ЛС должна периодически «измерять» рассогласование между фактическим и ожидаемым уровнем качества продуктового сервиса. В соответствий с величиной рассогласования активность интегрированной ЛС должна быть направлена на:
1) выработку управляющих воздействий на организационно-технологические подразделения фирмы-изготовителя и (или) ЗЛС в дистрибутивной сети с целью уменьшения расхождения;
2)внедрение новых методов оценки параметров качества и стандартов сертификации;
3)изменения в организационно-функциональной структуре ЛС.
От того, на что делает акцент предприятие, на количественные или качественные факторы, во многом определяется направленность его развития, его перспективы и возможности, а также уровень затрат. Качество и стоимость товара (или услуг его поддерживающих) в большей степени являются взаимодополняющими показателями, чем взаимоисключающими, т.е. повышать качество — выгодно и экономично для фирмы, повышать качество — наилучший способ расширения выпуска и продаж по более низким ценам.
|
|
Одной из важнейших задач логистической службы является поиск оптимальной величины уровня обслуживания. Поскольку рост конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, может сопровождаться, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис. В связи с этим анализируется эффективный уровень логистического сервиса, позволяющий максимально удовлетворить требования потребителей, с наименьшими затратами для фирмы. Для этого необходимо анализировать параметры качества сервиса, с учетом расхождения между ожидаемым потребителем и фактически оказываемым ему уровнем качества сервиса. Однако, при подобной оценке могут возникнуть сложности, заключающиеся в том, что большинство параметров качества сервиса нельзя измерить количественно, т.е. получить формализованную оценку.
В логистических задачах анализа дистрибутивных систем большое значение имеет проблема отыскания причин неудовлетворенности покупателей качеством сервиса в дистрибьюции. Для этого используют различные логические и логико-математические модели, позволяющие хотя бы на качественном уровне исследовать сформулированную проблему. Одной из таких моделей является «Gap-модель Зейтгамла», иллюстрирующая путь реализации ожиданий покупателя в качестве сервиса (дистрибьюции) и причины возможного неудовлетворения. Возможные причины неудовлетворенности покупателей могут быть сформулированы как несогласованность («gaps») между выходом процессов поставок и входом процесса потребления услуг.
|
|
Существует ПЯТЬ причин возникновения неудовлетворенности покупателя в качестве сервиса дистрибьюции при организации движения товаров в интегрированной микро- ЛС.
1. Расхождение между ожиданиями покупателя в качестве сервиса дистрибьюции и восприятием фирмой этих ожиданий. Это расхождение (и как следствие, неудовлетворенность покупателя в сервисе) возникает вследствие того, что представители фирмы недостаточно четко понимают, что покупатель считает высоким качеством услуг по дистрибьюции (продвижению) товара. В то же время знание (прогнозирование) запросов покупателя в качестве сервиса дистрибьюции на ее конечном этапе (организации продаж) является ключевым моментом, в организации сбыт, и всей логистической цепи интегрированной ЛС, конечно наряду с обеспечением высокого качества производства самого товара.
Возможными причинами возникновения подобной ситуации, могут являться: недостаточность маркетинговых исследований; неадекватность используемых оценочных параметров измерения качества сервиса; недостатки в информационных каналах учета спроса на сервисные услуги и методов оценки параметров качества; слишком большое количеств ЗЛС, уровней логистического менеджмента в системе дистрибьюции.
2. Расхождение между восприятиеми фирмой и ожиданиями покупателя особенностей, критериев определяющих качество сервиса в дистрибьюции. Данное расхождение вызвано тем, что не всегда возможно абсолютное, совершенное знание потребительских нужд, а также исполнители в логистической цепи не всегда могут адекватно трансформировать ожидания покупателей в спецификации качества сервиса. Этот разрыв является (как показывает практика) достаточно широким для многих компаний из-за трудностей немедленного реагирования на покупательский спрос. Возможные причины этого разрыва следующие: несоответствие восприятия требований к качеству логистического сервиса фирмы и потребителей; недостаточный уровень исполнительской дисциплины в системе дистрибыо-ции; недостаточный уровень стандартизации качества.
3. Разрыв между спецификациями качества и «доставкой» услуг. Даже, если руководство правильно понимает потребительские нужды и ожидания, и проводит адекватную политику по формированию соответствующего качества услуг, иногда «доставка» (продвижение) сервиса не отвечает ожиданиям покупателя. Разница возникает из-за того, что исполнители на данном этапе дистрибьюции (в соответствующих звеньях логистической цепи) не способны или не могут привести состояние сервиса в соответствие с заданными требованиями. Причинами подобного несоответствия могут быть: преувеличенные амбиции исполнителей, конфликт с руководством; конфликтные цели и пути продвижения сервиса в ЗЛС (у логистических посредников и фирмы-изготовителя товара); недостаточная исполнительская и технологическая рабочая дисциплина;
несоответствие систем контроля качества сервиса и менеджмента; недостатки приемочного контроля качества;недостатки подбора логистических посредников, персонала,участвующего в дистрибьюции.
4. Расхождение между «доставкой» сервиса и внешними сообщениями потребителю о «доставке» сервиса. Этот разрыв есть разница между тем, что интегрированная ЛС щает по поводу сервиса дистрибьюции товара и что действительно «доставляется» потребителю. Аккуратные и точные сообщения фирмы-изготовителя и логистических посредников в дистрибьюции товара и качества продукта, сервиса и реклама должны сопровождать «доставку» сервиca, чтобы покупатель действительно получил сервис высокого качества, Возможные причины расхождения: неадекватные горизонтальные коммуникации среди оперативного персонала интегрированной ЛС и персонала отдела маркетинга; предрасположенность к преувеличению достоинств (качеств) сервиса в рекламе.
|
|
5. Разрыв между ожиданиями покупателей и полученным сервисом. Хорошее качество логистического сервиса — это такое комплексное (продуктовое и сервисное) качество, которое совпадает с ожиданиями покупателя. Это разница между тем, что фирма обещает по поводу сервиса и что действительно «доставляется» потребителю. Продвижение сервиса должно сопровождаться точными сообщениями фирмы-изготовителя и логистических посредников в дистрибьюции товара о качества продукта и сервиса, чтобы покупатель действительно получил обещанный сервис высокого качества.
Мнение о высоком или низком уровне качества сервиса в логистике зависит от того, как покупатель представляет себе (ожидает) требуемый качественный сервис. Этим процессом можно в определенной степени управлять, т.е. формировать (например, с помощью рекламы) у покупателей нужное представление о качестве сервиса.
Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может приняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а так же ряд других факторов, подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логистического обслуживания потребителей. Для это рассмотрим более подробно параметры позволяющие охарактеризовать качество логистического обслуживания.
Для каждого параметра измерения качества сервиса рассматриваются следующие две величины (условные):
|
|
первая — измеряется ожиданиями покупателя;
вторая — измеряет восприятие покупателя по отношению к данному параметру.
Разница между этими двумя величинами и оценивает степень удовлетворения покупателя в данном параметре качества сервиса. В западной экономической литературе это расхождение часто называют — расхождением от термина «Gap» («разрыв»).
Качество сервиса в логистике будет определяться совокупным ожиданием покупателя в смысле минимальных расхождений между ожиданиями и фактическими параметрам, хотя, конечно, оценка расхождения и самих измерений будет субъективна. Наиболее важными параметрами измерения качества сервиса будут следующие:
Надежность поставки — это способность поставщика соблюдать обусловленные договором обязательства,в силу которых поставщик несет ответственность, в случаенарушения сроков выполнения отдельных видов работ, ко
торые включает в себя процесс поставки.
Полное время от получения заказа до поставки партии товаров включает в себя: время оформления заказа; время изготовления (это время добавляется к сроку поставки, если заказанные товары сначала должны быть еще и изготовлены); время упаковки; время отгрузки; время доставки.
Соблюдение указанного в договоре срока поставки зависит от того, насколько точно выдерживаются перечисленные выше составляющие этого срока.
Гибкость поставки — означает способность поставляющей системы учитывать особые положения (или пожелания) клиентов. Сюда относят: возможность измененияформы заказа; возможность изменения способа передачи
заказа; возможность изменения вида тары и упаковки;возможность отзыва заявки на поставку; возможность получения клиентом информации о состоянии его заказа; отношение к жалобам при некомплектных поставках.
Также, для оценки качества логистического обслуживания применяют следующие критерии.
· осязаемость — та физическая среда, в которой представлен сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
· надежность — последовательность исполнения «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Также надежность информационных и финансовыхпроцедур, сопровождающих физическое распределение;
· ответственность — желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
· законченность — обладание требуемыми навыками и компетентностью, знаниями для выполнения сервиса;
· доступность — легкость установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания услуг;
· безопасность— свобода от опасности, риска, недоверия. Сохранность груза при физическом распределении;
· вежливость — поведение поставщика сервиса, корректность, любезность контактного персонала;
· коммуникабельность — способность разговаривать на языке, понятном покупателю.
· взаимопонимание с покупателем — искренний интерес к покупателю, возможность для контактного персонала войти в роль покупателя и знать его нужды (требования).
Соотношение значимостей отдельных показателей может варьироваться в зависимости от развития экономической и политической ситуации в стране.
Таким образом, формирование потребительских ожиданий (удовлетворения требований покупателя) к качеству сервиса строится на основе использовании таких ключевых факторов, как:
> речевых коммуникаций(слухов), т.е. той информации, которую покупатели узнают от других покупателей об услугах, которые они собираются приобрести;
> личных потребностей (нужд). Данный фактор относится к персональной личности покупателя, его запросам, его представлению о качестве сервиса, исходя из его характера, политических, религиозных, общественных и других представлений;
> прошлого опыта, т.е. использования такого же или подобного сервиса в прошлом;
> внешних сообщений (коммуникаций) — информации, получаемой от оставщиков услуг посредством радио, телевидения, прессы (рекламы в средствах массовой информации).
Для формирования рационального логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров (в сфере дистрибьюции) необходимо научиться, во-первых, измерять параметры качества сервиса; во-вторых, построить управление дистрибьюцией таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения («gaps») между ожидаемым и фактическим уровнями качества сервиса. Для этого используются различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т.п.