Монополистическая конкуренция. Рисунок 11.7 - Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)

Рисунок 11.7 - Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)

Рисунок 11.6 - Кривые реакции и точка равновесия Курно

Точка пересечения кривых реакции рас­сматриваемых фирм, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно. В точке равновесия участники рынка достигают наилучших показателей прибыли. Любые отклонения одного или обоих уча­стников рынка от оптимальных объемов выпуска сократят при­быльность их производств.

Для олигополии характерна ломаная кривая спроса, объясняющая жесткость цен на слабо дифференцируемом рынке в условиях некооперируемой олигополии. В соответствии с данной моделью олигополисты имеют дело с кривой спроса, имеющей излом в точке текущей цены Р* (рис. 11.7).

 
 


Если одна из фирм в одностороннем порядке понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты, ско­рее всего, последуют ее примеру, чтобы не потерять своих поку­пателей (при ценах ниже Р* спрос неэластичен). Если же фирма повышает свои цены выше уровня Р*, то, скорее всего, конкуренты не последуют ее примеру, поскольку в этом случае они получают возможность расширить свои доли рынка за счет части покупателей фирмы (при ценах выше Р* спрос высокоэластичен). Изгиб кривой спроса в точке А влечет за собой разрыв кривой предельного дохода на участке ВС. Если в этих условиях предельные издержки и возрастают на отрезке ВС, оптимальная цена все равно останется прежней. Это объясняет причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек производства. Модель ломаной кривой спроса объясняет также неизменность цен при изменении спроса на продукцию. Увеличение спроса вызывает сдвиг ломаной кривой спроса вправо-вверх и аналогичный сдвиг кривой предельного дохода. Если при этом кривая предельных издержек и меняет свое положение, но по-прежнему проходит «сквозь» разрыв предельного дохода, то цена продукции олигополиста остается на прежнем уровне.

Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели: результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой множество фирм продают неоднородный продукт на одном рынке. Ключевой характеристикой является дифференциация продукции, которая создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако это влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. В этих условиях кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 11.8, а), в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции (рис. 11.8, б).


Рисунок 11.8 - Спрос на продукцию конкурента:

а - монополистического; б - совершенного

Наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высокоэластичной в соответствующем диапазоне цен. Дифференциация продукта резко повышает роль неценовой конкуренции, в частности, рекламы, которая расширяет спрос и снижает эластичность спроса по цене. Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объема выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены. Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими перво­начальными инвестициями. Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей фирменной марке вхождение на рынок сложнее, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продук­цию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек на усиление дифференциации своей продукции и обеспечение ее продвижения на рынок. Модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, парикмахерские и косметические услуги и т.п.).

Как и при чистой монополии, для определения оптимального объема производства монополистическому конкуренту следует со­поставить свои предельные издержки и предельный доход. Если в точке равновесия (МС = MR) рыночная цена обеспечивает фирме положительную прибыль (Р > АТС), то в долгосрочном периоде в условиях низких барьеров для входа на рынок эта прибыль будет стимулировать приток в отрасль новых компаний. Дополнительное рыночное предложение приведет к усилению конкуренции между ними и снижению рыночной цены. Вследствие этого монополистические конкуренты в долгосрочном периоде получают нулевую экономическую прибыль.

Необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции Р = МС = АС, а при монополистической конкуренции Р > МС и Р > min АС. В силу этого при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей, в связи с чем объем выпуска фирм меньше оптимального. Эти избыточные мощности являются платой за дифференциацию продукции. Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и изощренны вкусы потребителей.

Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценивать монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей. Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции).

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности модели рынка чистой монополии?

2. Какие виды монополий выделяют в зависимости от характера существующих барьеров?

3. Каковы особенности спроса, предложения и точки рыночного равновесия на монопольном рынке?

4. Что понимается под ценовой дискриминацией? Какие виды ценовой дискриминации применяют монополисты?

5. Каковы особенности спроса, предложения и точки рыночного равновесия на монопсоническом рынке?

6. Как ведут себя экономические агенты в ситуации двусторонней монополии?

7. Каковы особенности олигополистического рынка? По каким основным признакам классифицируют олигополий?

8. В чем суть модели дуополии А. Курно?

9. Почему для олигополии характерна ломаная кривая спроса? Чем объясняется разрыв кривой предельного дохода?

10. Каковы особенности спроса, предложения и точки рыночного равновесия на рынке монополистической конкуренции?

Базовый учебник: Курс экономической теории: Учебник / М. Н. Чепурин [и др.] – Киров: АСА – Раздел 2, глава 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: