Вопрос 1. Механизм формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел

Как уже отмечалось, педагогический процесс представляет собой активную взаимосвязанную деятельность его участников с целью их воспитания, образования, обучения и развития. Его основной целью является подготовка конкретного человека или группы людей к успешному решению поставленных задач. При этом объект и субъект педагогического влияния являются активными преобразующими элементами процесса. Поэтому проблема формирования, воспитания и развития личности в педагогике занимает одно из центральных мест.

Существуют различные подходы к процессу формирования и развития личности: от категорического отрицания правомерности самого понятия формирования, означающего якобы «насилие над человеком, манипулирование его сознанием» до утверждения «свободного развития» личности под влиянием стихийных воздействий среды. Крайности, как говорится, всегда вредны, но и в том, и в другом подходе много интересного и заслуживающего внимания при их сбалансированности. Такой подход четко обозначен в Федеральном законе «Об образовании», где содержатся положения о свободном развитии личности и в то же время о его связи с приоритетом общечеловеческих ценностей; о необходимости обеспечения самоопределения личности, условий для ее самореализации и в этой связи необходимости интеграции этой личности в национальную и мировую культуру; формирования ее как человека и гражданина, имеющего свободу выбора взглядов и убеждений, способного к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Закон утверждает целенаправленное формирование личности «в интересах человека, общества и государства».

Целью формирования личности является ее разностороннее развитие в соответствии с идеалами и ценностями человечества.

Механизм формирования личности связан с педагогическими закономерностями. Закономерности – объективные, устойчивые, существенно значимые связи между педагогическими воздействиями и их результатами.

Выделяют общие и социально-педагогические закономерности формирования личности.

К общим закономерностям относятся:

- непрерывность формирования личности в течение всей жиз­ни в интересах ее самореализации и самоутверждения;

- подчиненность главной педагогической цели формированию разносторонне и гармонично развитой личности, ее интересам, сов­падающим с интересами семьи и общества;

- взаимосвязь образования, воспитания, обучения и развития личности при обеспечении целеустремленности и регулировании всех педагогических воздействий;

- зависимость результативности педагогического формирования личности от ее собственной активности в самоформировании, от реализации индивидуального подхода к ней и др.

На формирование личности существенное влияние оказывает социальная среда, т.е. духовные и материальные условия жизни. Ее влияние выражается в социально-педагогических закономерностях. Их можно разделить на:

- воспитательные – формируют весь спектр личностных качеств: гражданина, профессионала, семьянина;

- обучающие – вооружают системой знаний, навыков и умений в действиях и поведении;

- образовательные – влияют на понимание человеком происходящих событий в мире, своего места в обществе, расширяют кругозор, повышают компетентность в своем деле;

- развивающие – функционально совершенствуют интеллектуальные и физические силы, повышают уровень культуры, профессиональные и деловые способности.

Закономерности обусловливают принципы организации процесса формирования личности, т.е. исходные педагогические положения, определяющие содержание, организацию и методы этой работы. В их числе принципы:

- разностороннего, гармоничного формирования личности в интересах ее самоопределения и самореализации в жизни;

- целеустремленности и научности в формировании личности, в соответствии с уровнем достижений мировой цивилизации;

- непрерывности и преемственности в формировании личности;

- системности, последовательности и комплексности формирования личности в единстве ее воспитанности, образованности, обученности и развитости;

- единства педагогических воздействий и самоформирования личности;

- формирования личности в соответствии с основными тенденциями общественного развития: гуманизма, демократизма, гражданственности, культурности.

Реализация этих принципов осуществляется в процессе преодоления противоречий формирования личности. Наиболее существенны противоречия между: желаемым и действительным, необходимым и возможным; общими педагогическими положениями и их реализацией в конкретных ситуациях; старым и новым, регрессив­ным и прогрессивным; словами и опытом и др. Противоречия затрудняют процесс формирования личности, но одновременно они являются источником его движущих сил.

Рассмотрим схему механизма формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел. (см. рис. 1).

Личность сотрудника органов внутренних дел формируется и развивается. У сотрудника возникают, приобретаются и изменяются знания, умения, навыки, профессиональные и социально-значимые качества, ценностные ориентации и потребности в результате воздействия нескольких групп факторов:

а) факторов среды (условий службы) – к ним относятся разнообразные условия жизнедеятельности сотрудника, влияющие на его развитие т.е. факторов среды (стихийная социализация и относительно направляемая социализация, условия службы);

б) воспитательного воздействия, то есть социального воспитания, относительно социально контролируемой социализации.

в) самовоспитания (собственной активности личности), т.е. самоизменения – той собственной активности личности, которая направлена на самосовершенствование, самовоспитание, самостроительство или саморазрушение.

Одна из составляющих механизма формирования и развития личности сотрудника – самовоспитание - личности (самовоспитание, саморазвитие, самостроительство или саморазрушение) – отражает приоритет субъект-субъектного подхода, базирующегося на активности личности сотрудника в процессе социализации, влияющей на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. В этих рамках необходимо создать систему стимулирования труда сотрудников с целью формирования у них мотивации и установок на самоизменение (саморазвитие) с использованием способов фиксации изменений в личности сотрудника, связанных, например, со служебной карьерой, возможностью продвижения по службе и др.

Рис. 1. Схема механизма формирования и развития личности сотрудника
органов внутренних дел.

Построение новой модели механизма формирования и развития личности сотрудника основывается на социальном воспитании. Работа с л/с является формой реализации процесса воспитания, целью которого является формирование и развитие у сотрудников системы определенных качеств, взглядов, ценностей, убеждений.

Таким образом, формирование личности – это процесс ее изменения в ходе взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

Рассматривая процесс формирования личности, необходимо усвоить взаимосвязанные с ним понятия: «развитие» и «социализация».

Развитие – это реализация внутренне присущих задатков, свойств человека. Применительно к деятельности органов внутренних дел – это прежде всего, профессионально-личностное развитие сотрудников. Под профессионально-личностным развитием сотрудника органов внутренних дел понимается процесс изменения личности сотрудника посредством приобретения новых знаний, умений и навыков, формирования необходимых профессионально значимых качеств, накопления опыта, которые ведут к росту профессионального мастерства, результативности деятельности, продвижению по службе. Необходимыми условиями для полноценного развития личности условиями являются: качественное образование, здравоохранение, жилье, продовольственное обеспечение, а также вся инфраструктура, связанная с обслуживанием и удовлетворением потребностей человека в процессе его жизнедеятельности.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей. Социализация формирует человека как члена общества. Профессиональная социализация сотрудника представляет собой процесс его включения в служебную деятельность, приобретения необходимых для службы профессиональных знаний, навыков и умений, усвоения им социального опыта, ценностей, норм поведения, традиций и ритуалов, формирования профессионально-нравственных качеств, соответствующих той социальной роли, которую выполняет сотрудник в служебном коллективе. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом; б) в процессе влияния государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Уровень развитости и социализированности сотрудника может быть выражен следующим набором критериев – качеств: знание и исполнение своего должностного регламента; степень персональной ответственности за надлежащее исполнение своего должностного регламента; уровень профессиональной квалификации, профессионального мастерства; готовность и способность нести службу в условиях непрерывных изменений, инноваций, экстремальных ситуаций; соблюдение дисциплины и законности; установка на обеспечение личной профессиональной безопасности; верность Присяге, служебному долгу; патриотизм – деятельная любовь к Родине и государству; стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, успеху; уровень владения компьютером, умение пользоваться Интернетом; уровень коммуникативных умений общаться с гражданами, представителями общественных объединений; неподкупность и коррупционная устойчивость, нравственная чистоплотность; готовность и умение противостоять проявлениям национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма; сопричастность к жизнедеятельности служебного коллектива горрайоргана, инновационные предложения по совершенствованию служебной деятельности; уровень образования; культурно-эстетические интересы; умение поддерживать требуемую физическую форму, отношение к здоровью как важной личной и социальной ценности.

Выводы по вопросу. Таким образом, понятие «формирование личности» означает процесс фиксации, образования, преобразования, изменения отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. В Федеральном законе «Об образовании», где содержатся положения о свободном развитии личности и в то же время о его связи с приоритетом общечеловеческих ценностей; о необходимости обеспечения самоопределения личности, условий для ее самореализации и в этой связи необходимости интеграции этой личности в национальную и мировую культуру; формирования ее как человека и гражданина, имеющего свободу выбора взглядов и убеждений, способного к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Закон утверждает целенаправленное формирование личности «в интересах человека, общества и государства». Целью формирования личности является ее разностороннее развитие в соответствии с идеалами и ценностями человечества. Невозможно рассматривать формирование личности без взаимосвязанных с ним понятий «развитие» и «социализация».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: