Ситуационный подход. Параметрические методы

ТЕМА 6. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Экспертные методы

Параметрические методы

Параметрические методы основаны на установлении зависимостей между характеристиками (параметрами) изучаемого объекта с одной стороны и полезным эффектом или, например, элементом затрат – с другой стороны.

Параметрические методы прогнозирования подразделяются на два вида:

1. По удельным показателям. Этот способ прост, но имеет невысокую точность.

2. По уравнениям регрессии. Этот способ используется если коли-чество статистических данных не менее, чем в 3 раза превышает количество учитываемых факторов.

Применение метода удельных показателей рассмотрим на примере:

Необходимо спрогнозировать на 2009г. развитие СУМР при следующих условиях:

- объем работ, выполненный в 2008г. (V2008) – 600000м3;

- наличие экскаваторов в организации в 2008г. – 15 шт.

- коэффициент выхода машин на линию (Квм2008) – 0,72;

- коэффициент сменности (Ксм2008) – 1,20.

Предполагается:

- увеличение парка экскаваторов, обеспечивающих суммарную мощность организации (М2009) – 1,15 млн.м3 земляных работ;

- в связи с внедрением специальных мероприятий планируется рост коэффициента выхода машин на линию (К вм2009) до 0,80;

- увеличение сменности работы техники (К см2009) до 1,50.

Решение:

Годовая выработка 1 экскаватора в организации в 2008г.:

600000м3 / 15 = 40000м3/год;

Планируется увеличение выработки в расчете на 1 экскаватор:

40000м3/год * (0,80(Квм2009) / 0,72 (Квм2008)) * (1,50 (Ксм2009) / 1,20(Ксм2008)) = 55500м3/год

Таким образом, для выполнения заданного объема работ в 2009г. потребуется:

1,15 (млн.м3) / 55,5 (тыс.м3) = 20,9 экскаваторов;

Требуется дополнительно приобрести:

20,9 – 15,0 = 5,9 ≈ 6 экскаваторов.

Сущность экспертных методов прогнозирования заключается в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области:

А) формируется экспертная группа, численность которой желательно не менее 9 человек. Для повышения качества группы может быть сделан предварительный отсев менее компетентных специалистов;

Б) Коллективно выбирается несколько (3-5) важнейших параметров объекта, влияющих на полезный эффект;

В) Устанавливается важность каждого параметра экспертным путем.

Пользуясь балльной оценкой совокупности параметров можно рассчитать ряд показателей по прогнозируемому объекту.

Пусть: суммы баллов по базовому объекту равны 10, 85;

То же по исследуемому объекту – 12,77.

Полезность исследуемого объекта ожидается около:

12,77/10,85 = 118% в сравнении с базовым.

Разрыв между оперативно принимаемыми решениями и решениями стратегического характера неизбежен, точно так же как судну, плывущему к четко определенной цели, имеет смысл обогнуть встретившуюся на пути отмель или остров, а не двигаться по прямой.

Руководствоваться только стратегической целью даже опасно.

Ситуационный анализ противоположен стратегическому управлению, но при этом стратегическое управление и ситуационный подход не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Объектом ситуационного анализа являются текущие цели и повседневные проблемы.

Ситуационный подход можно представить в следующей схеме (рис.13):

  1. анализ ситуации с выделением важнейших факторов;
  2. внесение предложений по исправлению ситуации;
  3. представление последствий принимаемых решений;
  4. принятие эффективных решений.

Центральную роль играет выделение важнейших факторов, вызванных осложнением в ситуации

Существует несколько технологий выделения основных важнейших факторов:

  1. мозговая атака;
  2. двухтуровое анкетирование;
  3. факторный анализ;
  4. многомерное шкалирование.

Рис. 13 Схема связи ситуационного подхода и стратегического планирования

Метод мозговой атаки является наиболее часто применяемым, но он имеет успех лишь при умении руководителя вести заседания. Он, как правило, состоит из двух туров:

  1. генерирование идей, их оценка, выработка коллективной точки зрения;
  2. отбор наиболее существенных идей.

В первом туре каждый должен иметь возможность свободно высказать свое мнение: называть, по его мнению, важнейшие факторы, влияющие на решение проблемы, какие управляющие воздействия могут привести к цели. В этом туре руководитель должен доброжелательно относится ко всем мнениям. Цель первого тура: получение возможно более полной картины о факторах, которые могут влиять на развитие ситуации.

Во втором туре из выявленных факторов следует оставить наиболее существенные (важнейшие). Для этого можно использовать «метод суда»: защитники и противники рассматриваемых идей обсуждают их. Цель второго тура: получить по возможности минимальный список важнейших факторов и предложения по их коррекции.

Двухтуровое анкетирование может быть проведено и без открытого обсуждения. В первом туре каждый из специалистов, приглашенный руководителем для участия в двухтуровом анкетировании, заполняет специальную анкету, в которой:

- указывает важнейшие (на его взгляд) факторы, влияющие на решение проблем;

- обосновывает свое мнение;

- ранжирует факторы по значимости.

Во втором туре двухтурового анкетирования производится перекрестное рецензирование анкет и формируется итоговая «анкета» - план решения проблемы.

Факторный анализ был рассмотрен ранее.

Многомерное шкалирование, задачей которой является отсев маловажных факторы, выделить основные.

Эта задача решается методами:

- оценочных систем при многокритериальном оценивании (см. ранее);

- формирования обобщенных критериев (см. ранее) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: