ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
- Основные факторы влияния на эффективность работы персонала
Считается, что 20-30% эффективности труда управленческого персонала – итог работы с ним по всем направлениям.
Главная функция руководителя состоит именно в том, чтобы добиться достижения поставленных целей путем направления деятельности труда работников.
Основная особенность персонала как элемента производительных сил предприятия – активность, наличие собственной воли.
Если на предприятии отсутствуют продуманная тактика и стратегия отношений с работниками – это значит, что последние не работают в полную силу.
Общепризнанно, что на эффективность управленческого труда наибольшее влияние оказывают факторы:
- мотивация;
- иерархическая структура предприятия;
- культура предприятия;
- влияние рыночных отношений.
Известно лишь 2 способа заставить работать:
1. кнутом – труд по принуждению;
2. пряником – создать заинтересованность в труде.
Важнейшее правило: труд по принуждению значительно менее эффективен, чем труд, основанный на заинтересованности работников.
Этот тезис справедлив для всех работников, включая управленческий персонал.
Мотивация – это процесс, актуализирующий мотивы. В основе процесса мотивации работников – удовлетворение его потребностей.
Потребности разделяются на:
- первичные (физиологические – пища, вода, сон и пр.);
- вторичные (психологические – в определенном положении в обществе, признании, уважении, самореализации, успехе).
Маслоу разбил потребности на 5 классов:
В ходе мотивации следует учитывать эту классификацию, помня о том, что более верхние «этажи» действуют лишь при «заполнении», конечно, относительном нижних этажей.
- Место иерархической структуры управления в ходе реализации управленческих решений
Иерархическая структура системы управления предполагает использование отношений «власть – подчинение», обязательность выполнения распоряжений, контроль над их исполнением и распределением материальных благ.
Иерархическая структура различна в командно – административной и рыночной системе.
Например,
Административная система | Рыночная система |
- подчинение; - взыскание; - … | - договор; - финансовая мотивация; - … |
Передача полномочий по вертикали образует иерархически упорядоченную систему.
Распоряжения, приказы, поручения в этой системе передаются по так называемой управленческой цепочке.
Размер (длина) цепочки зависит от величины организации.
Если цепочка длинная – обратная связь затруднена.
Если цепочка слишком короткая – перегружены руководители.
С целью смягчения недостатков централизации используют децентрализацию.