Тема 3. Информационное обеспечение экономического анализа

Тесты

Контрольные вопросы

Задания

Тема 2. Методика экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

Хозяйственной деятельности предприятия.

Задания для работы студентов в аудиторное время

1. Понятие и содержание экономического анализа.

2. Предмет и метод экономического анализа.

3. Задачи, общие и специфические принципы анализа.

4. Субъекты и объекты анализа.

5. Виды экономического анализа.

6. Экономический анализ и смежные науки.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Экономический анализ и управление

2. Финансовый и управленческий анализ

3. Текущий, операционный и перспективный анализ

Задания для работы студентов в аудиторное время

1. Методология, методика, методы и модели анализа.

2. Классификация методов и приемов анализа.

3. Метод сравнения.

4. Индексный метод.

5. Балансовый метод.

6. Метод цепных подстановок.

7. Метод абсолютных разниц.

Задание 1. Используя способ группировки проанализировать возрастной состав оборудования, если известно (табл.1):

Таблица 1

Группировка оборудования по сроку эксплуатации

Виды оборудования Возрастные группы, в % к итогу Итого
  до 5 лет до 10 лет до 20 лет более 20 лет  
Литейное 11,7 20,0 35,0 33,3  
Металлорежущее 5,0 18,0 40,3 36,7  
Прочее 13,0 14,4 40,2 32,4  
Итого          

Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов их обусловливающих. При этом объектом изучения могут выступать как сами предприятия, так и их внутренние подразделения и отдельные хозяйственные операции. Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями. При построении аналитической группировки из двух взаимосвязанных показателей, один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй как результат влияния первого. В качестве информационной основы группировки служит генеральная совокупность однотипных объектов или выборочная совокупность.

Задание 2. Определите среднедневную выработку одного работающего по участку строительного управления, если известно следующее:

- среднедневная выработка одного работающего на отдельных объектах составила следующие величины, в руб.:

на 70-квартирном жилом доме 20

на котельной 31

на 12-квартирном жилом доме 31

на 14-квартирном жилом доме 34

- затраты труда на строительство указанных объектов за рассматриваемый период были разные, в чел./дн.:

на 70-квартирном жилом доме 12400

на котельной 32260

на 12-квартирном жилом доме 600

на 14-квартирном жилом доме 1200

Задание 3. Используя балансовый метод, составьте баланс товарной продукции.

Исходные данные:

излишки продукции, выявленные при инвентаризации - 10 тыс. руб.;

остатки не проданной продукции на начало года - 790 тыс. руб.;

остатки не проданной продукции на конец года - 868 тыс. руб.;

объем продаж в отчетном году продукции - 21 960 тыс. руб.;

недостача продукции на складе - 2 тыс. руб.;

выпуск товарной продукции за отчетный год - 22 030 тыс. руб.

Формула балансового метода такова:

З0 + П = Р + В - З1, где

З0, З1 - запас товаров на начало и конец отчетного периода,

П - поступление товаров за отчетный период,

Р – объем продаж товаров в отчетном периоде,

В - прочее выбытие товаров в отчетном периоде (естественная убыль, уценка и т.д.)

Каждую из перечисленных величин можно представить как алгебраическую сумму остальных. Сам товарно-сырьевой баланс позволяет сделать важные аналитические выводы, особенно если он составляется не только в целом, но и по отдельным группам сырья.

Задание 4. Определите результативный показатель и влияние факторов на него способом цепных подстановок, если известно (табл.2):

Таблица 2

Средняя продолжительность рабочего дня

Показатель Единица измерения По плану По отчету
1. Средняя продолжительность рабочего дня час. 8,00 7,85
2. Численность рабочих чел.    
3. Число дней, отработанных 1 рабочим за год Дней    

Метод цепных подстановок состоит из последовательной замены плановой величины одного из алгебраических слагаемых или одного из сомножителей его фактической величиной, все остальные показатели считаются при этом неизменными. Алгоритм расчета с использованием данного метода можно представить следующим образом:

А = Х х У х Z, где А - обобщающий (результативный) показатель; X,Y,Z - факторы, под влиянием которых происходит изменение результативного показателя.

А0 = Х0 х У0 х Z0;

1-я подстановка: Х1 х У0 х Z0; DА(Х) = 1-я подстановка - А0

2-я подстановка: Х1 х У1 х Z0; DА(У) = 2-я подстановка - 1-я подстановка

3-я подстановка: Х1 х У1 х Z1; DА(Z) = 3-я подстановка - 2-я подстановка

DА = А1 - А0 = DА(Х) + DА(У) + DА(Z).

При расчете с использованием метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность замены факторов. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а затем - качественных. Например, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на объем выпуска промышленной продукции, то вначале определяют влияние численности работников, а затем - производительности труда.

Задание 5. Определите способом абсолютных разниц количественное влияние факторов на среднегодовую выработку одного работника промышленно-производственного персонала (ППП), если известно (табл.3):

Таблица 3

Изменение среднегодовой выработки одного работника ППП

Показатели По плану По отчету
1. Удельный вес рабочих в общей численности ППП 2. Среднегодовая выработка рабочего, в тыс. руб. 0,75 0,78

Способ абсолютных разниц основан на нахождении разности между фактической и базисной величиной частных показателей с последующим определением найденной таким образом величины на изменение обобщающего показателя. Алгоритм расчета и последовательность замены частных показателей аналогична способу цепных подстановок, но влияние частного показателя на результативный рассчитывается сразу. Все показатели, предшествующие исчисляемому изменению частного показателя берутся в их фактическом значении, последующие показатели в базисном. Алгоритм расчета выглядит следующим образом:

А = Х х У х Z, где А - обобщающий (результативный) показатель; X,Y,Z - факторы, под влиянием которых происходит изменение результативного показателя.

А0 = Х0 х У0 х Z0;

DА(Х) = (Х1 - Х0) х У0 х Z0;

DА(У) = Х1 х (У1 - У0) х Z0;

DА(Z) = Х1 х У1 х (Z1 - Z0);

DА = А1 - А0 = DА(Х) + DА(У) + DА(Z).

При анализе способом абсолютных разниц особое внимание следует обращать на знаки.

Задание 6. Определите способом абсолютных разниц влияние на фондоотдачу промышленно-производственных основных фондов (ППОФ) и на объем продукции изменения удельного веса активной части фондов в стоимости ППОФ и фондоотдачи активной части фондов (табл.4):

Таблица 4

Изменение объема выпущенной продукции и фондоотдачи

Показатель Единица измерения По плану По отчету
1. Удельный вес активной части фондов в стоимости ППОФ 2. Фондоотдача активной части основных фондов на 100 руб. фондов Коэф. руб. 0,545 76,0 0,560 75,0
3. Среднегодовая стоимость ППФО тыс.руб. х  

1.Что понимается под предметом экономического анализа?

2. Назовите основные особенности метода экономического анализа?

3. Какие Вы знаете общие и специфические принципы экономического

анализа?

4. Назовите основные задачи экономического анализа?

5. Какие имеются характерные особенности метода экономического анализа?

5. Дайте характеристику финансового и управленческого анализа?

6. Дайте понятия текущего, оперативного и перспективного анализа.

7. Назовите основные методы и модели анализа.

8. Какие формы сравнения Вы знаете?

9. Какие экономические явления изучаются методом группировки?

10. В каких случаях применяется метод цепных подстановок? В чем его специфика?

11. Как выглядит алгоритм расчета методом абсолютных разниц?

12. В каких случаях применяется балансовый метод? В чем его специфика?

13. В каких случаях применяется метод функционально-стоимостного анализа и графический метод?

14. Назовите основные приемы экономического анализа.

15. В чем заключается особенность методов рейтинговой оценки?

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Метод функционально-стоимостного анализа.

2. Графический метод.

3. Экономико-математические методы.

4. Прием сводки и группировки.

5. Прием абсолютных и относительных величин.

6. Прием средних величин.

7. Прием ди­намических рядов.

8. Прием сплошных и выборочных наблюдений.

9. Прием детализации и обобщения.

10. Применение моделей в анализе.

11. Методы рейтинговой оценки.

Практические задания

Задание 1. Используя способ группировки проанализировать возрастной состав оборудования, если известно (табл. 53):

Таблица 5

Группировка оборудования по сроку эксплуатации

Виды основных средств Возрастные группы, в % к итогу итого
до 5 лет до 10 лет до 20 лет более 20 лет
Здания и сооружения 17,30 11,90 68,80 2,00 100,00
Машины 29,80 38,40 15,30 16,50 100,00
Оборудование 46,30 22,80 24,80 6,10 100,00
Прочие 33,80 45,80 17,60 2,80 100,00
Итого 31,80 29,73 31,63 6,85 100,00

Задание 2. Определить результативный показатель и влияние факторов на него способом цепных подстановок, если известно (табл. 54):

Таблица 6

Анализ производительности труда

Показатель Единица измерения По плану Фактически
1.Средняя продолжительность рабочего дня час. 8,00 7,53
2.Численность рабочих Чел.    
3.Число дней, отработанных 1 рабочим за год Дней    

Задание 3. Определить способом абсолютных разниц количественное влияние факторов на среднегодовую выработку одного работника промышленно-производственного персонала (ППП), если известно (табл. 55):

Таблица 7

Анализ среднегодовой выработки одного работника ППП

Показатели По плану По отчету
1. Удельный вес рабочих в общей численности ППП 0,80 0,82
2. Среднегодовая выработка рабочего, в тыс. руб. 8 300 8 450

1. К традиционным способам обработки информации при проведении экономического анализа не относится метод

А. Сравнения.

Б. Цепных подстановок.

В. Балансовый.

2. При применении способа цепной подстановки в первую очередь учитывается влияние показателей…

А. Качественных.

Б. Количественных.

3. При использовании метода цепных подстановок результаты…

А. Последовательности подстановки не имеет значения.

Б. Зависят от последовательности подстановки факторов.

В. Не зависят от последовательности подстановки факторов.

4. Какой из приемов экономического анализа нельзя отнести к методам количественной оценки влияния факторов на результирующий показатель?

А. Анализ показателя за ряд лет.

Б. Методы элиминирования.

В. Индексный метод.

Г. Интегральный метод.

5. Факторный анализ заключается…

А. В исчислении величин показателей факторов, их сравнении и оценке с последующими выводами и предложениями.

Б. В определении влияния отдельных факторов, их сравнении и оценке с последующими выводами и предложениями.

В. В выявлении влияния на факторы отдельных показателей (причин) с последующими выводами и предложениями.

6. Изменения абсолютных показателей в сравнительном аналитическом балансе – это…

А. Горизонтальный анализ.

Б. Вертикальный анализ.

В. Анализ структурной динамики.

7. При использовании способа цепных подстановок неразложимый остаток …

А. отбрасывается.

Б. присоединяется к количественному фактору.

В. присоединяется к качественному фактору.

8. Если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, то такая связь…

А. стохастическая.

Б. функциональная.

В. нет правильного ответа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: