Общие вопросы

Глава 16.

ТИПОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АТБ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ИАС гражданской авиации имеет централизованную структуру. Общее руководство МО осуществляет Главное управление эксплуатации и ремонта авиационной техники Министерства гражданской авиации (ГУЭРАТ МГА). ГУЭРАТ МГА возглавляет начальник управления, подчиненный заместителю министра гражданской авиации. Все указания и распоряжения ГУЭРАТ МГА обязательны к выполнению во всех эксплуатационных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях гражданской авиации.

ИАС в территориальных управлениях и производственных объединениях ГА возглавляется главными инженерами - заместителями начальников управления (производственного объединения) по ИАС. Главный инженер осуществляет руководство ИАС эксплуатационных предприятий, входящих в состав территориального управления (производственного объединения), с помощью аппарата, состоящего из заместителей главного инженера, инженеров по специальностям и технического отдела.

В эксплуатационных авиапредприятиях за основу организационной структуры ИАС приняты АТБ. В зависимости от объемов работы АТБ подразделяются на пять групп (табл.2.1).

Таблица 2.1 Классификация АТБ

Группа АТБ Класс эксплуатационного авиапредприятия Годовой объем работ АТБ, привед. ед.
1.   Более 60 000
2. 1 – 2 30 000 -60 000
3. 2 – 3 15 000 - 30 000
4. 3 – 4 10 000 - 15 000
5.   5 000 - 10 000

Авиационно-техническая база является составной частью эксплуатационного авиапредприятия.

Деятельность АТБ осуществляется в соответствии с Положением об авиационно-технических базах. АТБ всех пята групп при различной численности личного состава имеют в основном одну и ту же типовую структуру (рис. 2.1). Однако с учетом объема работ и других конкретных условий окончательная структура, а также распределение функций между отделами АТБ могут несколько видоизменяться.

Рис. 2.1. Типовая структура АТБ

АТБ возглавляет начальник, который осуществляет руководство всей производственной деятельностью базы. Он непосредственно подчинен руководителю авиапредприятия и является его заместителем по эксплуатации AT. Начальнику АТБ непосредственно подчинены главный инженер, начальник производства, заместитель по использованию ЛА на авиационных работах и МВЛ и начальник отдела технического контроля (ОТК). Другие подчиненные им отделы рассмотрены на примере АТБ первой группы.

Основными производственно-структурными подразделениями АТБ являются: цех (цехи) периодического технического обслуживания; цех (цехи) оперативного технического обслуживания; цех (участок) текущего ремонта; цех (участок) лабораторных проверок и ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования; цех (участок) обслуживания бытового оборудования; цех (участок) подготовки производства. Главный инженер является заместителем начальника АТБ. Он осуществляет техническое руководство процессом технической эксплуатации AT на авиапредприятии. В его обязанности входит совершенствование организационных форм и методов ТОиР AT, внедрение в производство прогрессивной технологии, научной организации труда, передового опыта, новых средств механизации ТО и диагностирования АТ, последних достижений науки и техники.

Главный инженер отвечает за техническое состояние приписного парка ЛА, обеспечение его нормативной исправности и заданного уровня надежности, разработку мероприятий по предотвращению отказов и неисправностей, организацию рекламационно-претензионной работы и выполнение доработок AT, метрологическое обеспечение ТО, авиационно-техническую подготовку инженерно-технического состава. Начальник производства является заместителем начальника АТБ. Он руководит работой всех производственных подразделений (цехов, участков) АТБ и производственно-диспетчерского отдела (ПДО). Основными обязанностями начальника производства являются: руководство разработкой планов работы подразделений АТБ, перспективного и оперативного использования ЛА, а также отхода их в ремонт; обеспечение плана воздушных перевозок и авиационных работ своевременно подготовленными ЛА; проведение работ по повышению качества, сокращению сроков и снижению себестоимости обслуживания АТ; предупреждение отказов и неисправностей AT, авиационных происшествий и инцидентов по причинам нарушения правил ТО и конструктивно-производственных недостатков; контроль ведения учетно-отчетной документации.

Начальник производства отвечает за выполнение производственных планов подчиненными подразделениями, обеспечение безопасности и регулярности полетов, зависящих от качества ТО AT, поддержание нормативной исправности приписного парка ЛА.

Заместитель начальника АТБ по ПАНХ и МВЛ осуществляет техническое руководство производственной деятельностью АТБ (цехов, участков, бригад) приписных аэропортов, технических подразделений на временных аэродромах. Он отвечает за организацию работы руководимых подразделений, обеспечение исправности ЛА, безопасности и регулярности полетов, зависящих от качества ТО, организацию и уровень технической подготовки подчиненного инженерно-технического состава.

Цех (цехи) периодического технического обслуживания ЛА производит техническое обслуживание по периодическим (трудоемким) формам регламентных работ, замену двигателей и комплектующих изделий доработки по бюллетеням, устранение неисправностей. В крупных АТБ (с большим объемом работы) при наличии нескольких типов ЛА может создаваться не один, а два-три цеха. При малом объеме работ вместо цеха создается участок, что имеет место на небольших АТБ.

Цех возглавляет начальник, который непосредственно подчинен начальнику производства (рис. 2.1а.). Для улучшения качества подготовки AT к полету и повышения производительности труда цех может подразделяться на участки с более узкой специализацией, например по типам ЛА. Участки возглавляют начальники, подчиненные непосредственно начальнику цеха. Каждый цех (участок) работает посменно. Число смен определяется объемом и условиями работы. Смена состоит из нескольких специализированных бригад, выполняющих работы по техническому обслуживанию лишь вполне определенных систем и агрегатов. Такие бригады могут создаваться по техническому обслуживанию планера, силовых установок, органов управления, шасси, высотного и бытового оборудования, гидравлических систем, электрооборудования, приборов, радиооборудования. Бригады возглавляются опытными техниками-бригадирами. Работой руководят начальник смены, инженеры смены по специальностям, техники-бригадиры. Эти же должностные лица и инженер ОТК контролируют полноту и качество выполняемых работ.

Цех (цехи) оперативного технического обслуживания производит обслуживание ЛА по оперативным формам, связанным с непосредственной подготовкой их к полету. Эти формы обслуживания сравнительно нетрудоемкие. В аэропортах с большим объемом работ и наличием нескольких типов ЛА может создаваться два-три цеха оперативного обслуживания, а в аэропортах с малым объемом работ вместо цеха создается участок оперативного обслуживания.

Цех оперативного обслуживания возглавляет начальник, который непосредственно подчинен начальнику производства. Этот цех, как и цех периодического обслуживания, подразделяется на участки, смены и бригады, число которых на каждом эксплуатационном предприятии определяется производственной необходимостью и местными условиями. Но так как объем работ по оперативным формам технического обслуживания ЛА невелик, то на каждый ЛА назначается одна комплексная бригада технического состава, включающая различных специалистов. Руководство работой личного состава смены осуществляют начальник смены, сменные инженеры, техники-бригадиры. Эти же должностные лица контролируют и качество подготовки ЛА к полету.

Рис. 2.1а. Схема организационной структуры цеха периодического ТО

Цех (участок) лабораторных проверок и ремонта авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО) выделяет своих специалистов для работы в цехах (участках) технического обслуживания ЛА, а также для лабораторных проверок и ремонта АиРЭО. На эксплуатационных предприятиях первого и второго классов значительная часть инженерно-технического состава, обслуживающего АиРЭО, входит непосредственно в состав цехов периодического и оперативного технического обслуживания. В каждом из них работу указанных специалистов возглавляют старшие инженеры по АиРЭО. Остальная часть инженерно-технического состава этих специальностей работает в цехе (на участке) лабораторных проверок и ремонта этого оборудования, работа которого возглавляется начальником цеха (участка). Руководство всей службой этого оборудования осуществляет заместитель главного инженера АТБ по АиРЭО.

На эксплуатационных предприятиях третьего и четвертого классов с меньшим объемом работы весь инженерно-технический состав службы АиРЭО находится в одном цехе (участке).

Цех (участок) текущего ремонта ЛА выполняет слесарно-механические, жестяно-медницкие, сварочные, клепальные, столярные, малярные и другие ремонтные работы. Кроме того, он производит ремонт оборотного фонда агрегатов и запасных частей. Все работы цех выполняет по заказам начальников цехов, участков, смен и производственно-диспетчерского отдела.

Цех состоит из производственных групп (бригад), которые подразделяются на смены. Число их определяет начальник АТБ в зависимости от объема и условий работы. Цех возглавляет начальник, подчиненный непосредственно начальнику производства. Контроль качества выполняемых работ осуществляют заказчики и мастера ОТК.

Цех (участок) обслуживания бытового оборудования выполняет весь комплекс работ по внутренней уборке пассажирских и служебных кабин, туалетных комнат, по уходу за всем бытовым оборудованием. Он также обеспечивает хранение, стирку, чистку и ремонт снятого с ЛА бытового оборудования и инвентаря.

Цех (участок) возглавляет начальник (мастер), подчиненный непосредственно начальнику производства. Работой руководят мастера (бригадиры), которые в оперативном отношении подчинены начальникам смен, осуществляющим руководство всем составом смены по подготовке ЛА к полету.

Цех (участок) подготовки производства обеспечивает бесперебойную работу производственных подразделений АТБ. Личный состав цеха оформляет и передает в ремонт снятые с ЛА двигатели, агрегаты и оборудование, а также принимает отремонтированную AT, ведет учет расходуемого авиационного имущества, комплектовку агрегатов, обеспечивает доставку к рабочим местам цеха периодического технического обслуживания агрегатов, оборудования, запасных частей и расходных материалов.

Цех (участок) подготовки производства возглавляет начальник (старший инженер), подчиняющийся непосредственно начальнику производства, а в оперативном отношении — начальнику производственно-диспетчерского отдела.

Отдел технического контроля осуществляет контроль качества технического обслуживания и текущего ремонта ЛА. В функции ОТК также входят: анализ причин и предупреждение отказов и неисправностей AT; контроль выполнения требований официальных документов; разработка мероприятий по предупреждению брака; проверка состояния и хранения контрольно-измерительной аппаратуры, приспособлений и средств механизации; ведение учета и отчетности по отказам и неисправностям AT, а также контроль и учет выполнения разовых осмотров и конструктивных доработок. ОТК определяет соответствие применяемых при техническом обслуживании материалов, полуфабрикатов и готовых изделий техническим условиям.

В состав отдела входят инженеры и техники по разным специальностям, которые закрепляются за цехами и сменами и работают по их графикам. В оперативном отношении инженеры ОТК подчинены начальникам смен. Однако действия сотрудников ОТК не зависят от администрации цехов и участков; их распоряжения по вопросам технического контроля могут быть отменены лишь начальником ОТК или начальником АТБ.

Производственно-диспетчерский отдел осуществляет перспективное и оперативное планирование использования ЛА; планирование отхода AT на ТОиР, планирует и организует разовые осмотры, доработки и переоборудование ЛА; разрабатывает диспетчерские графики и сменно-суточные задания цехам (участкам, сменам, бригадам) и централизованно управляет процессами выполнения работ по техническому обслуживанию ЛА и подготовке производства, ведет учет ЛА и двигателей, эксплуатационную техническую документацию, отчетность и техническую статистику. Отдел подчинен непосредственно начальнику производства.

Технический отдел призван изучать и обобщать опыт работы АТБ и разрабатывать рекомендации по совершенствованию методов технического обслуживания авиационной техники. Кроме того, на него возлагается контроль за общим техническим состоянием ЛА, организация передачи ЛА в ремонт и приемки их из ремонта, учет отказов и неисправностей и разработка мероприятий по их предупреждению, ведение рекламационной работы, технической информации, а также альбомов (карт прочности) силовых элементов ЛА, внедрение инструментальных методов контроля технического состояния AT, организация рационализаторской и изобретательской работы, технической учебы с летным и техническим составом.

На некоторых АТБ вместо технического отдела создается технолого-конструкторское бюро (ТКБ). Кроме задач, возложенных на технической отдел, ТКБ выполняет работу по изучению и обобщению опыта эксплуатации, корректировке регламентов и технологических карт закрепленных типов ЛА. Отдел подчинен главному инженеру АТБ.

Отдел главного механика обеспечивает механизацию трудоемких процессов технического обслуживания и подготовки AT к полету, техническую и энергетическую оснастку производственных помещений и участков, производство сжатых газов, ремонт и профилактику наземного оборудования, изготовление нестандартного оборудования и средств малой механизации.

Лаборатория (участок) технической диагностики предназначена для диагностирования и прогнозирования технического состояния АТ и оценки уровня ее надежности на различных этапах эксплуатации. В состав лаборатории обычно входят следующие группы: сбора, учета и анализа информации о неисправностях AT, анализа масла двигателей и трансмиссий вертолетов, неразрушающих методов контроля, анализа информации и выдачи оперативных рекомендаций по эксплуатации AT.

В своей работе лаборатория тесно взаимодействует с ОТК, группой расшифровки полетной информации, ПДО, производственными цехами. Лабораторию возглавляет начальник, подчиненный главному инженеру АТБ.

Группа нормирования труда создается для проведения исследований рабочих процессов в цехах (на участках) АТБ для разработки технически обоснованных нормативов на выполнение работ по различным видам технического обслуживания и текущего ремонта ЛА. Группа подчинена главному инженеру АТБ.

Группа расшифровки записей полетной информации создается в крупных аэропортах в составе АТБ для расшифровки записей контролируемых параметров.

Метрологическая лаборатория создается для проведения контроля за соответствием техническим условиям всей измерительной аппаратуры. Она подчинена главному инженеру АТБ.

Смотри:

C:\Мои документы\Серж\АТБ Домодедово\СТРУКТУРА ЗАО АТБ (с СРТ).

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ БАЗ

16.1.1. Планирование производственной деятельности АТБ (включая финансово-экономические вопросы, нормирование труда, самодеятельные формы технического творчества, анализ и отчетность по указанным вопросам) входит в состав функций авиапредприятия, отнесенных законодательством к компетенции субъекта хозяйствования (юридического лица).

Регламентация указанной деятельности для авиапредприятия и его структурных подразделений устанавливается документами авиапредприятия, которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства, нормативным актам ГОУВТ, отражать специфику осуществляемой деятельности, обеспечивать достаточные условия для правильного, своевременного и полного выполнения всего комплекса мероприятий ТОиР и обеспечивающих их процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: