Цели, принципы и задачи стандартизации

Сущность технического нормирования и стандартизации

Тема 21 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

Вопросы:

1. Сущность технического нормирования и стандартизации. Международная стандартизация.

2. Цели, принципы и задачи стандартизации.

3. Организации по стандартизации в Республике Беларусь. Виды стандартов

В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества продукции (товаров, услуг), предлагаемой потребителям. Ускорение научно-технического прогресса, увеличение объемов мировой торговли, углубление промышленной технической интеграции в сфере нетарифного регулирования приводит к необходимости государственного регулирования рынка, которое должно обеспечивать соответствие товаров некоторым определенным требованиям, обязательным для соблюдения, одновременно необходимо исключить возникновение возможных барьеров в торговле на международном уровне.

Решение указанных проблем обеспечивается техническим регулированием, которое представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения, исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее жизненного цикла (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции и процессам ее жизненного цикла или оказанию услуг в сочетании с правовым регулированием отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование проявляется в реализации двух основных процедур, а именно:

♦ установление (регламентация) характеристик или процесса;

♦ административные процедуры.

При этом международная практика требует, чтобы характеристики продукции или процесса (или технические требования) основывались на международных стандартах (например, путем ссылки на стандарты).

Административные процедуры требуют также, чтобы был определен регулирующий орган, например министерство, которое будет отвечать за указанные вопросы на национальном уровне, а также определены правила подтверждения соответствия, санкции, которые могут последовать за нарушение требований и др.

Санкции применяются в том случае, если поставщики не выполняют требований технических регламентов или продукция не соответствует этим требованиям. Санкции могут быть административными (например, изъятие поставщиком товара с рынка) и судебными.

В Республике Беларусь рассматриваемая проблема регламентируется принятыми в 2004 г. законами о техническом нормировании и стандартизации, а также об оценке соответствия. В учебных целях можно отметить, что техническое регулирование (по закону РФ) представляет собой обобщенную деятельность, включающую в себя (техническое нормирование и стандартизацию в сочетании с оценкой соответствия (по законам Республики Беларусь)).

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» поднимает стандартизацию на более высокую ступень развития, расширяет ее возможности, помогает найти больше сторонников, приближает к международным требованиям. Это уже не принудительное следование требованиям, а осознанный выбор стандартов как наиболее эффективного решения той или иной проблемы.

Под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее жизненного цикла (разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации) или оказания услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного (добровольного) применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и процессов ее жизненного цикла или оказания услуг. В учебных целях под стандартизацией можно понимать деятельность по установлению добровольных для соблюдения технических требований в отношении постоянно повторяющихся задач, связанных с достижением оптимальной степени упорядоченности продукции (товаров, услуг) и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП).

В соответствии с законом целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

♦ защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

♦ повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

♦ технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

♦ единства измерений;

♦ национальной безопасности;

♦ устранения технических барьеров в торговле;

♦ рационального использования ресурсов.

Введена государственная функция «техническое нормирование», в результате реализации которой создается и принимается технический нормативный документ - «технический регламент», требования которого обязательны для исполнения. Требования, содержащиеся в технических регламентах, формируются на основе научно обоснованных критериев безопасности продукции и услуг и возможного нанесения ущерба окружающей среде.

Введение технических регламентов преследует еще одну важную цель: концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции (товаров, услуг).

В зависимости от содержания, т. е. от набора технических требований, включаемых в технические регламенты, используются три вида технических регламентов, содержащих:

1) конкретные технические требования к объекту (ам) технического нормирования;

2) общие технические требования к объекту (ам) технического нормирования;

3) требования, выраженные в виде ссылок на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты.

В зависимости от объекта нормирования было предложено технические регламенты классифицировать по двум группам.

Первая группа включает общие технические регламенты об ответственности за качество и безопасность поставляемой продукции и определяет общие меры регулирования, принимаемые правительством по отношению к изготовителям. Поэтому она является базовой для всего механизма нормирования. Вторая группа касается требований безопасности для конкретных групп продукции, в том числе изделий машиностроения, электрооборудования, сосудов, работающих под давлением, шин, строительных изделий, дизельного топлива, бензина, игрушек и т. д.

В законе к техническим нормативным актам (ТНПА), кроме технических регламентов, отнесены:

♦ технические кодексы установившейся практики (технические кодексы практики - ТКП);

♦ стандарты, включая государственные стандарты, международные и межгосударственные стандарты, введенные в действие в качестве государственных стандартов, стандарты организаций;

♦ технические условия (ТУ).

Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах. Остальные требования, формирующие уровень качества продукций, выделяются в добровольную область, которая регулируется государственными стандартами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон.

Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс практики, утверждаемый республиканскими органами государственного управления. В техническом кодексе устанавливаются правила и процедуры, связанные с разработкой, проектированием продукции, ее эксплуатацией, монтажом и т. д. Обязательность соблюдения требований этого документа определяется органом государственного управления, который его утверждает.

Результаты работ по стандартизации, проводимые на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц, фиксируются в утверждаемых ими стандартах организаций, а на поставляемую продукцию - в технических условиях.

Область распространения стандарта организации ограничивается только одной организацией, технические условия используются в контрактных ситуациях.

Следует отметить, что и техническое нормирование, и стандартизация базируются на единых международных принципах.

Весьма важным является вопрос о взаимосвязи между техническими регламентами и государственными стандартами. По мере разработки регламентов стандарты становятся добровольными, не сдерживают инициативу производителей и устанавливают тот уровень качества, который позволяет повышать конкурентоспособность продукции предприятия в целом. В республике предпочтение отдается только разработке и принятию стандартов, гармонизированных с международными и европейскими.

Разработка государственных стандартов предусмотрена силами технических комитетов по стандартизации, что соответствует международной практике и обеспечивает равноправное участие всех заинтересованных в разработке стандартов.

Отметим, что для обеспечения реализации соответствующих технических регламентов Республика Беларусь применяет в качестве государственных не менее 200 международных и европейских стандартов. Это стандарты с индексом СТБ ИСО, СТБ МЭК, СТБ ЕН или ГОСТ ИСО, ГОСТ МЭК, ГОСТ ЕН и другие.

Форма участия субъекта в работах по техническому нормированию и стандартизации с учетом географических, политических и экономических аспектов определяет уровень стандартизации (рисунок 21.1).

Рис. 21.1. Уровни стандартизации:

1- международная (ISO, IEC);

2- региональная (EN, ГОСТ);

3- национальная (СТБ, ГОСТ R ДСТУ, DIN);

4- отраслевая (ОСТ, РД РБ);

5- стандарты организаций (ТУ РБ, ТО РБ, СТО)

Самым высоким уровнем стандартизации является международный. Современные темпы технического развития и либерализация международной торговли обеспечивают возможности для развития международного сотрудничества на основе использования международных стандартов. В этой связи международная стандартизация - это стандартизация, открытая для всех стран. Важнейшей особенностью развития сотрудничества стран в области стандартизации в последнее время является количественный, структурный и функциональный рост международных организаций. На сегодняшний день в мире более 400 организаций, в той или иной мере занимающихся вопросами стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ИСО) [(ISO) International Organization for Standardization] была создана по решению ООН в октябре 1946 г. Ее целью является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО разрабатывает стандарты по всем направлениям, кроме электротехники, радиоэлектроники и связи, которыми занимается Международная электротехническая комиссия (МЭК) [(IEC) International Electrotechnical Commission]. Ее цель - содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации и смежных с ней проблем в области электротехники и радиоэлектроники.

Результаты технической деятельности ИСО публикуются в форме международных стандартов (МС). Разработку стандартов осуществляют технические комитеты (ТК), в работе которых принимают участие около 20 тысяч специалистов.

Таблица 21.1. Международные организации по стандартизации;

цели и направления деятельности

Название организации Цели и направления деятельности
   
Международная электротехническая комиссия- МЭК(41 страна) Содействие сотрудничеству в области электротехники и радиоэлектроники
Международная организация законодательной метрологии - МОЗМ Согласование деятельности национальных метрологических служб
Европейская организация по-качеству - ЕОК Содействие в применении практических методов и теоретических принципов управления качеством
Международная конференция по аккредитации испытаний лабораторий -ИЛАК Обмен информацией и опытом по системам аккредитации лабораторий и оценке качества результатов испытаний; содействие взаимному признанию результатов национальных испытаний
Европейский комитет по стандартизации - ОЕН Устранение в рамках Европейского союза (ЕС) барьеров, связанных с различием национальных стандартов на изделия, противоречивыми правилами по их эксплуатации, с отличающимися нормами по охране здоровья и природы
Европейский комитет по стандартизации в электротехнике - СЕНЭЛЕК Устранение всех различий в национальных стандартах и процедурах сертификации соответствия изделий стандартам в странах- членах СЕНЭЛЕК для недопущения барьеров в торговле
Европейская организация по испытаниям и сертификации -ЕОИС Определение политики по всем аспектам деятельности в области оценки соответствия продукции стандартам
(Комиссия «Кодекс Алиментариус».Организована совместно ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) Ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и от мошенничества: обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами

Республика Беларусь является комитетом-членом ИСО и МЭК с 1993 г. и 1994 г. соответственно. Помимо ИСО, МЭК и других организаций (таблица 21.1.) существует Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН (комитет по внутреннему транспорту), которая устанавливает Правила ЕЭК ООН, содержащие требования к механизированным транспортным средствам и дорожному движению.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

— безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

— повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

— технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции

— качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.

— рационального использования ресурсов;

— единства измерений

— безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству.

Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях - принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации.

1 .Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями продавцами, приобретателями).

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда: соответствие требований международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

4. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию. Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.

5. Системность стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной

6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться кпроисходящим переменам.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и з доровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

10. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

11. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов полуфабрикатов и комплектующих изделий. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

12. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.

Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью малых, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в НД обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Цивилизирующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. уровень цивилизации.

Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

Основными задачами стандартизации являются:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

— унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно- унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;

— установление метрологических норм, правил, положений и требований;

— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

— установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

— нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, o6opoна, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасное населения и т.д.).

3. Организации по стандартизации в Республике Беларусь
Виды стандартов

Активное вхождение Республики Беларусь в рыночную экономику потребовало полного осознания необходимых мер, гарантирующих высокое качество продукции и услуг по всему спектру жизнеобеспечения населения.

В стране принят закон “О сертификации продукции, работ и услуг”, а также приняты в качестве национальных международные стандарты ИСО серии 9000.

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О защите прав потребителей” вводится сертификация продукции для внутреннего рынка, а также экспортируемой и импортируемой продукции, в том числе, по требованиям безопасности и экологической чистоты.

Комитет Республики Беларусь по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) формирует и реализует в новых экономических условиях государственную политику по стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт обеспечивает, на основе развития нормативной базы, единства измерений и контроля соответствия защиты интересов государства, хозяйствующих субъектов и потребителей в вопросах безопасности и качества продукции, работ и услуг, экономию всех видов ресурсов. Госстандарт ведет постоянную деятельность по конкурентоспособности продукции, по устранению барьеров во внешней торговле.

Объект стандартизации — продукция, услуга или процесс, подлежащий или подвергнувшийся стандартизации. Объектом стандартизации может быть любой материал, компонент, оборудование, система, их совместимость, правила, процедура, функция, метод или деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Законом Республики Беларусь “О стандартизации” учрежден Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов:

— на стадиях разработки;

— подготовки продукции к производству;

— изготовления продукции;

— реализации (поставки, продажи);

— использования (эксплуатации);

— хранение, транспортирования;

— утилизации.

Любая система сертификации базируемая на стандартах: национальных, стандартах фирмы, стандартах предприятия, а также на технических условиях и т.д. Представляется интерес практика фирмы, когда стандартизация внедряется на всех стадиях жизненного цикла продукции. Стандарты подразделяются на обязательные, приоритетные, рекомендательные и справочные.

Нормативный документ (НД) — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты).

Решение задач стандартизации фиксируются в НД, которые могут быть сгруппированы:

— по нормативному характеру (обязательные и рекомендуемые),

— по уровню управления (предприятие, отрасль и др.), т.е. то, что принято считать категорией стандарта,

— по аспекту или содержанию стандартизации — вид стандарта.

Стандарт — НД по стандартизации, разработанный на основе соглашения заинтересованных сторон и утверждений признанными органом или предприятием.

Разработка государственных стандартов выполняется техническими комитетами (ТК) по стандартизации — структурными подразделениями Госстандарта. По согласованию с Госстандартом в ТК могут входить предприятия и организации зарубежных стран.

Международный стандарт — стандарт, принятый соответствующей международной организацией по стандартизации (ИСО, МЭК).

Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом госстандартизации одной страны (например, в Беларуси — СТБ).

Порядок разработки к утверждения стандартов установлен в СТБ 1.2-96 и распространяется на:

— технические комитеты (ТК) по стандартизации,

— предприятия, ассоциации, акционерные общества,

— межотраслевые и другие объединения независимо от форм собственности,

— граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью,

— министерства и другие органы управления Российской Федерации.

В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:

основополагающие;

на продукцию и услуги;

на работы (процессы);

на методы контроля.

Основополагающий стандарт — нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт в широко смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качество надежность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле—стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы,

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы; требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации; общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики и эргономики.

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуги) или конкретной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей I природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Стандарты па методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: