Механизмом, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставокобеспечивают закупки.Закупочная деятельность -- это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации. Многие трансакции этого рода не стандартны, поскольку включают аренду, лизинг, выполнение подрядных работ, обмен, подарки, заимствования и т.д. Вот почему некоторые специалисты предпочитают говорить не о закупках, а о «приобретении материалов» или используют более общий термин — снабжение (procurement).
Таким образом, «снабжение» и «закупки» часто применяются для обозначения одного и того же, хотя обычно «закупки» относятся к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
|
|
Снабжение- этофункция деятельности предприятияподразумевающая приобретение всех материалов, необходимых организации. Оно включает все взаимосвязанные виды деельности, необходимые организации для приемки товаров, получения услуг и любых друих материалов от поставщиков.
Снабжение не только важно, на него приходится и значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, и, скажем, у таких компаний, как General Motors, эта сумма превышает 50 млрд долл. в год. Поэтому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды. Предположим, компания закупает сырье по 60 евро, затрачивает 40 евро на операции, а затем продает продукт за 110 евро. Отсюда ясно, что ее прибыль составляет ПО — (60 + 40) =10 евро на единицу этого товара. Теперь предположим, что в ходе переговоров с поставщиками отделу снабжения удалось добиться 5%-ной скидки на материалы. Теперь ресурсы стоят для компании 57 евро, т.е. при той же самой цене продаж эти 3 евро экономии непосредственно идут в прибыль. Таким образом, прибыль на каждую единицу увеличивается до 13 евро, т.е. снижение затрат на материалы на 5% приводит к повышению прибыли на 30%.
Функциональной областью логистики занимающейся закупками является закупочная логистика
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
|
|
· элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
· элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
· самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и собственные цели.
Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая при этом технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика, она «ввязывает» предприятие в макрологистическую систему.
Идея закупочной логистики(как и всей логистики в целом) – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников. При этом предприятие рассматривается не как изолированный объект, а как звено логистической системы. Это означает, что собственные цели предприятия должны сочетаться с целью повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Такая интеграция (сочетание) целей основывается на хороших партнерских отношениях, на готовности сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:
1. Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы.
2. На деле демонстрировать общность интересов.
3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его проблем.
4. Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.
5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщика.
Но взаимоотношения c поставщиками – не единственная задача службы снабжения. Служба снабжения является одним из подразделений предприятия и должна участвовать в согласованном управлении материальным потоком в цепи снабжение-производство-сбыт, выступая таким образом, как элемент микрологистичкой системы. Цепь снабжение-производство-сбыт должна строиться сегодня на основе концепции маркетинга, т.е. сначала разрабатывается стратегия сбыта, затем, исходя из него, стратегия развития производства и уже затем – стратегия снабжения производства.
Требования к производству, выявленные в процессе изучения рынка сбыта, определяют требования к поставкам лишь на самом общем (концептуальном) уровне. Маркетинг не предлагает методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к деятельности предприятия, вырабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет концепцию маркетинга.
Эффективность работы службы снабжения, возможность успешного сочетания целей как предприятия так и всей макрологистической системы, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. И это неизбежно отразится на общей организационной структуре предприятия. Например, как будет выглядеть структура предприятия в части закупок и материально-технического обеспечения производства представлено на рис.3-1. Для сравнения проанализируйте схему традиционного материально-технического снабжения (рис. 3-2).
|
|
Рис.3-1 Системная организация службы снабжения
Рис. 3-2. Традиционная организация службы снабжения.