Вопрос 2. Принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД

Процесс обучения носит закономерный характер. Важнейшей задачей педагогики является раскрытие этого закономерного процесса с тем, чтобы выработать на этой основе наиболее целесообразные и эффективные пути обучения. Принципы обучения охватывают все основные стороны и этапы сложного процесса обучения, т.е. его содержание, организацию и методы в соответствии с целями и задачами профессиональной подготовки и с учетом уровня обученности сотрудника.

Они выведены на основе научного осмысления наследия прошлого и обобщения современного передового опыта подготовки личного состава ОВД к выполнению оперативно-служебных задач. Их требования носят объективный характер, они вытекают из ложки педагогического процесса, учитывают особенности милицейской деятельности, данных многих наук. Реализация требований принципов обучения обеспечивает комплексный подход к формированию личности, подготовку всесторонне развитого, сознательного и активного сотрудника ОВД и, напротив, незнание принципов обучения, пренебрежение их требованиями ведет к усилению субъективного фактора в организации учебного процесса, снижению его качества и эффективности.

Рассмотрим содержание, требования и основные пути реализации дидактических принципов в процессе служебной подготовки сотрудников ОВД. Принципы обучения - основные руководящие положения, требования дидактики, которая отражает закономерности педагогического процесса. Соблюдение этих принципов гарантирует эффективность обучения.

Принцип научности. Сотрудники должны иметь глубокие знания, владеть необходимыми навыками и умениями, обладать глубокой убежденностью в важности своего дела. Основные требования данного принципа: вооружать сотрудников достоверными знаниями; связывать обучение с жизнью; заботиться о воспитательном и развивающем аспекте всех занятий; добиваться научной организации занятий и учений, проявлять нетерпимость к недостаткам в педагогическом процессе; внедрять все новое и передовое в процесс обучения.

Принцип сознательности и активности. В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний на практике, развивается логическое мышление обучаемых. Реализация данного принципа зависит: от выбора и сочетания методов обучения; постановки познавательных задач перед сотрудниками; создание на занятии проблемных ситуаций; постановки обучаемых в такие условия, когда им необходимо анализировать различные точки зрения; доказывать те или иные положения, аргументировать свое мнение.

Принцип наглядности обучения. Принцип наглядности диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - являются исходным началом всякого познания. При обучении применяются различные виды наглядности:

- натуральная или естественная наглядность /образцы оружия, спецтехника/;

- изобразительная наглядность /макеты, стенды, таблицы/;

- словесно-образная наглядность /словесные описание явлений,

фактов/;

- практическая наглядность /показ тех или иных действий/. Основные требования принципа: наглядность должна отвечать цели и содержанию занятия; быть яркой и доступной; широко использовать технические средства обучения и наглядность.

Принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении. Данный принцип предполагает овладение знаниями, навыками и умениями в определенной последовательности - системе.

Основные требования принципа: излагать учебный материал по частям, логически связанных между собой, давать стройную систему знаний учебной дисциплины, связывать новые знания с ранее изученными умело группировать и структурно строить учебный материал, выделять в нем главное, что должно быть глубоко усвоено.

Принцип обучения на высоком, но доступном уровне трудностей. Основные требования принципа постоянно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, посильность для них изучаемого материала; в процессе занятий обеспечивать оптимальный уровень напряжения умственных и физических сил; изучение учебного материала начинать с легкого, постепенно переходя к трудному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; четкое формулирование познавательных задач; подбор такого содержания материала, чтобы оно могло заинтересовать обучаемых; вселять уверенность у сотрудников ОВД в их возможности при усвоении учебного материала.

Принцип прочности овладения знаниями, навыками, умениями. Прочность усвоения знаний, навыков и умений достигается всем ходом обучения и в значительной степени зависит от установки на запоминание. Основные требования принципа разъяснять обучаемым значение изучаемого материала для практической деятельности; организовывать повторение материала; стимулировать самостоятельную учебную работу обучаемых; широко использовать упражнения, тренажи, решение практических задач; вести систематический контроль за усвоением изучаемого материала.

Принцип учета индивидуальных и типических особенностей сотрудников. Чтобы умело организовать успешное овладение каждым сотрудником знаниями, навыками и умениями, необходимо знать его индивидуальные особенности. Учет типических особенностей предполагает знание специфики деятельности сотрудников той или иной службы.

Основные требования принципа: знать и учитывать в процессе обучения индивидуально-психологические особенности сотрудников, их интересы, склонности, способности, черты характера и т.д.; дифференцированно подходить к обучению каждого; оптимально сочетать одиночную подготовку с боевым сколачиванием подразделений.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач необходимо хорошо знать не только сущность, задачи и принципы обучения, но и пути вооружения сотрудников знаниями, навыками и умениями. Такими путями являются методы обучения.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязан­ной деятельности обучаемого и обучаемых, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития.

Все методы можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Исходя из этого, все методы можно рассмотреть в такой последовательности:

- методы используемые для сообщения новых знаний /рассказ,

объяснение, лекция, инструктирование/;

- методы, используемые для приобретения, выработки и закрепления умений и навыков /беседа, классно-групповые занятия, семинар, упражнения, "деловые" игры, практические занятия, самостоятельная работа с печатными изданиями, показ наглядности/;

- метод проблемного обучения;

- метод программированного обучения;

- метод самостоятельной работы обучаемых.

Важно все методы применять с учетом принципов обучения.

Между методами обучения существуют не только различия, но и тесная связь. Она выражается в том, что успешное применение одного метода обязательно предполагает сочетание его с другими. Наиболее тесная связь каждого метода обучения проявляется с методом самостоятельной работы.

Формы обучения диалектически взаимосвязаны с методами обучения. Они обеспечивают внешние и внутренние организационные условия применения методов обучения, предусматривая состав и группировку обучаемых, структуру занятия, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучающего и обучаемых.

Формы обучения подразделяются на коллективные, групповые, индивидуальные. практическое обучение сотрудников осуществляется в ходе практических занятий, на служебной подготовке, в ходе игр и учений, при разборе конкретных видов преступлений, на встречах по обмену опытом и т.д.

Таким образом, если содержание обучения отвечает на вопрос "чему учить?", принципы обучения определяют основные требования к учебному процессу, в методах раскрываются пути и способы обучения, то формы обучения показывают наиболее рациональную его организацию.

Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса в ОВД является проблемное обучение. Сущность которого состоит в том, что обучающий постановкой проблемы (проблемной ситуации) перед обучаемыми заинтересовывает их и вовлекает в поиск решения (ответа). Таким образом, проблема выступает в качестве движущей силы процесса познания, отражая противоречие между имеющимися у сотрудников знаниями, умениями, навыками и потребностями практики.

Другим направлением является программированное обучение. Главная его цель заключается в том, чтобы обеспечить эффективное управление и самоуправление познавательной деятельностью обучаемых..

Сущность программированного обучения состоит в том, что оно предполагает преимущественно самостоятельное приобретение знаний обучаемыми и формирование у них навыков и умений с помощью специально подготовленных программированных материалов.

Программа содержит учебную информацию, методические указания, вопросы, задания и задачи для контроля и проверки знаний, а также коррекцию хода обучения, на основе проведенного контроля который является обязательным элементом программы.

Выводы по второму вопросу. Важнейшей задачей педагогики является раскрытие этого закономерного процесса с тем, чтобы выработать на этой основе наиболее целесообразные и эффективные пути обучения. Принципы обучения охватывают все основные стороны и этапы сложного процесса обучения, т.е. его содержание, организацию и методы в соответствии с целями и задачами профессиональной подготовки и с учетом уровня обученности сотрудника. Они выведены на основе научного осмысления наследия прошлого и обобщения современного передового опыта подготовки личного состава ОВД к выполнению оперативно-служебных задач. Их требования носят объективный характер, они вытекают из ложки педагогического процесса, учитывают особенности милицейской деятельности, данных многих наук. Реализация требований принципов обучения обеспечивает комплексный подход к формированию личности, подготовку всесторонне развитого, сознательного и активного сотрудника ОВД и, напротив, незнание принципов обучения, пренебрежение их требованиями ведет к усилению субъективного фактора в организации учебного процесса, снижению его качества и эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: