Мода и медиана
Термин «мода» находит употребление в тех случаях, когда определяется наиболее часто встречающееся значение признака, иначе говоря, мода — это есть варианта, у которой частота (вес) наибольшая.
Модальная величина в дискретном ряду находится просто — по наибольшей частоте. Крупной обувной фабрикой «Буревестник» проведено выборочное обследование потребляемой женщинами обуви (табл. 5.7).
Таблица 5.7
Размер обуви | |||||||||||
Количество женщин из опрошенных |
Как видно из приведенного вариационного ряда, наиболее часто встречающейся величиной, т.е. модой этого ряда, является размер обуви 37, который носит 2696 женщин из опрошенных 9493 человек.
Несколько сложнее определение моды в интервальном вариационном ряду (табл. 5.8). В этих случаях необходимо моду находить расчетным путем по формуле:
где х то — нижняя граница модального интервала (в приведенном примере она составляет 140 кв. м);
|
|
i — разность между верхней и нижней границей модального интервала (в примере — 20 кв. м);
f 1— частота интервала, предшествующая модальному (в примере 15 магазинов);
f 2— частота модального интервала (в примере 20 магазинов);
f 3 — частота интервала, следующего за модальным (в примере — 8 магазинов).
Пример. На основании группировочных данных о торговой площади магазинов произведем расчет моды из интервального ряда (табл. 5.8).
Таблица 5.8