Оценка финансового состояния предприятия, ее необходимость и значение

Показатели оценки финансового состояния предприятия.

Информационное обеспечение оценки финансового состояния предприятий.

Оценка финансового состояния предприятия, ее необходимость и значение.

ТЕМА 9 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Участие Украины в Европейских и евроатлантических интеграционных процессах требует от специалистов экономического направления умения квалифицировано использовать учетную информацию в системе управления с целью осуществления стратегических изменений в деятельности предприятия. Для успешного развития предприятия, гармоничного обеспечения интересов его владельцев, персонала, инвесторов необходимо проводить постоянный мониторинг его финансового состояния. Именно финансовые показатели деятельности предприятии являются индикатором его конкурентоспособности и эффективности ведения хозяйства в рыночной экономике.

Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, которое является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов и характеризуется системой показателей, которые отображают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов [Поддерегин, с. 349].

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Так, если производственный и финансовый план предприятия успешно выполняется, то это улучшает финансовое состояние предприятия. В результате же невыполнения планов по реализации произведенной продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие, происходит ухудшение финансовое состояние предприятия, уменьшается его платежеспособность.

Следует отметить, что финансовое состояние предприятия и перспективы его изменения зависят не только от факторов финансового характера, но и многих факторов, не имеющих стоимостной оценки. К ним можно отнести возможные политические и общеэкономические изменения, перестройку организационной структуры управления предприятием, смену формы собственности, профессиональную и общеобразовательную подготовку персонала.

Анализ финансового состояния предприятия является частью общего анализа хозяйственной деятельности предприятия, который состоит из двух взаимосвязанных частей: финансового и управленческого анализа.

Управленческий анализ осуществляют на основе управленческого учета. Это – внутрихозяйственный анализ, основным заданием которого является оценивание учетной информации для обеспечения обоснованного принятия управленческих решений менеджерами разных уровней управления предприятием.

Сущность финансового анализа заключается в подборе, систематизации и изучении данных о финансовых ресурсах предприятия и их использования с целью мобилизации средств, необходимых для выполнения запланированных заданий и погашения финансовых обязательств в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Достаточно часто финансовый анализ называют анализом баланса. Ведь одно время именно анализ баланса и коммерческая арифметика (в современном понимании финансовый менеджмент) был положен в основу финансового анализа.

Родоначальником систематизированного финансового анализа можно считать француза Жака Савари (1622—1690 гг.), который в своей работе «О совершенном купце» (La parfait negociant) первым ввел понятие синтетического и аналитического учета. Идеи Савари несколько позже нашли свое отображение и были продолжены в работе итальянского бухгалтера Джузеппе Чербони (1827—1917 гг.) «La ragioneria scientifica», опубликованной в Риме в 1886 году.

Виды финансового анализа классифицируются в зависимости от сле­дующих признаков:

1. По организации проведения:

Ø внутренний анализ;

Ø внешний анализ.

Внутренний финансовый анализ проводится финансовыми менедже­рами предприятия и его владельцами с использованием всей совокуп­ности имеющихся информационных показателей (результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну).

Внешний финансовый анализ осуществляется работниками налоговых органов, аудиторских фирм, коммерческих банков, страховых компа­ний с целью изучения правильности отражения результатов финансо­вой деятельности предприятия, его кредитоспособности и т. п.

2. По объему аналитического исследования выделяют:

Ø полный анализ;

Ø тематический финансовый анализ.

Полный финансовый анализ проводится с целью изучения всех аспек­тов финансовой деятельности и всех характеристик финансового состо­яния предприятия в комплексе.

Тематический финансовый анализ ограничивается изучением отдель­ных сторон финансовой деятельности и отдельных характеристик фи­нансового состояния предприятия (предметом тематического финансо­вого анализа может являться состояние его финансовой устойчивости; уровень текущей платежеспособности; эффективность использования отдельных активов предприятия или их совокупности в целом; опти­мальность структуры источников формирования финансовых ресурсов; анализ ценных бумаг; анализ капитальных вложений и т. п.).

3. По объекту финансового анализа выделяют:

Ø анализ финансовой деятельности предприятия в целом (при таком анализе не выделяются отдель­ные его структурные единицы и подразделения);

Ø анализ финансовой деятельности отдельных «центров ответствен­ности» предприятия (бази­руется на результатах управленческого учета и направлен на иссле­дование уровня и эффективности использования финансового потен­циала (затрат), т. к. такие структурные подразделения чаще всего не имеют законченного цикла формирования собственных финансовых ресурсов);

Ø анализ отдельных финансовых операций предприятия (связанные с краткосрочными или дол­госрочными финансовыми вложениями; с финансированием реализации отдельных инвестиционных проектов и т. п.).

. 4. По периоду проведения финансового анализа выделяют:

Ø предварительный (связан с изучение условий осу­ществления финансовой деятельности в целом или осуществления от­дельных финансовых операций (например, оценка инвестиционных ка­честв отдельных ценных бумаг));

Ø текущий (оперативный) финансовый анализ проводится в контрольных целях в процессе реализации отдельных финансовых планов или осуще­ствления отдельных финансовых операций для оперативного воздей­ствия на ход финансовой деятельности;

Ø (ретроспективный) финансовый анализ осуществляется предприятием за отчетный период (месяц, квартал, год).

Основные приемы финансового анализа следующие:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- сравнительный анализ;

- анализ коэффициентов;

- интегральный анализ;

- факторный анализ.

Горизонтальный (временной или трендовый) финансовый анализ бази­руется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе такого анализа рассчитываются темпы роста (при­роста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения.

Вертикальный (структурный) анализ базируется на структурном раз­ложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе анализа рассчитывается удельный вес отдельных структур­ных составляющих агрегированных финансовых показателей.

В финансовом анализе наибольшее распространение получили сле­дующие виды структурного анализа: с труктурный анализ активов; структурный анализ капитала; структурный анализ денежных потоков.

Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ). Такой анализ бази­руется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В процессе исполь­зования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой дея­тельности и уровень финансового состояния предприятия.

Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на ре­зультативный показатель с помощью детерминированных или стоха­стических приемов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: