Управление прибыльностью

Прибыльность – возможность и способность бизнеса делать прибыль.

Управление прибыльностью подразумевает такое воздействие на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы повышению доходов и снижению расходов.

1. Величину доходов от основной деятельности определяет рынок, а потому наращивать доходную часть можно лишь путем расширения объемов производства и продаж, а также управление структурой производства.

В рамках повышения доходов должна проводиться оценка:

1. Выполнение планов заданий и динамики продаж в различных разрезах.

2. Ритмичность производства и продаж

3. Оценка эффективности ценовой политики

4. Оценка достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности.

5. Оценка сезонности производства и продаж

6. Критического объема производства по видам продукции

2. Снижение расходов. По сравнению с доходами величина затрат поддается более ощутимому регулированию со стороны фирмы. Например, для изготовления продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов, полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т.д. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации производственного процесса уровень себестоимости может существенно варьировать и оказывать влияние на прибыль предприятия. Поэтому важное значение приобретают методики анализа и управления себестоимостью.

Управление себестоимостью включает:

- прогнозирование и планирование затрат

- нормирование затрат

- калькулирование себестоимости

- контрольи регулирование управления затратами

Управление рентабельностью

Включает два компонента – управление прибылью (числитель показателя рентабельности)

Управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности).

Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы, управление рентабельностью, предусматривают не только воздействие на факторы формирования прибыли, но и выбор структуры капитала, структуры активов и т.д.

Важное значение приобретает управление факторами, влияющие на показатели рентабельности.

Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Du Pont». Назначение модели: определить факторы, которые оказывают влияние на эффективность предприятия, оценить степень их воздействия. Наиболее значимым показателем эффективности выбран показатель рентабельности собственного капитала:

ROE = Pn/E *100% = Pn/E * Qp/Qp *A/A * 100% = Pn/Qp*100%* Qp/A * A/E = Pn/Qp*100 * Qp/A * (E+LTD+CL)/E

Pn – чистая прибыль

Qp – выручка

А – активы фирмы

Е – собственный капитал

LTD – долгосрочные обязательства

CL – краткосрочные обязательства

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов:

  1. Рентабельности продаж
  2. Оборачиваемости активов (ресурсоотдачи)
  3. Структуры источников финансирования (коэффициент финансовой зависимости)

По факторам необходимо учитывать, что снижение рентабельности продаж не всегда связано с ухудшением текущей деятельности предприятия; коэффициент финансовой зависимости характеризует рисковость бизнеса. Например. 1. Предприятие ROE = 26,9% = 5,6*1,2*4. 2 предприятие ROE = 11,3% = 6,2*1,3*1,4

Если ориентироваться только рентабельность собственного капитала, то предпочтительнее инвестировать в первое предприятие. Однако первое предприятие является более рисковым (75% его средств являются заемными), поэтому если инвестор не желает.

Показатели EBITDA и EBIT. В финансовом менеджменте важное значение для аналитических целей влияют EBIT и EBITDA.

EBIT - прибыль до вычета процентов и налогов

EBITDA – прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов.

Подходы к расчету этих показателей по российской бухгалтерской отчетности существенно различаются.

1. _ Выручка

_ Себестоимость (без амортизации)

_ Коммерческие расходы

_ Управленческие

+ Прочие доходы /расходы (за исключением постоянных финансовых расходов: проценты за кредит и лизинговые платежи)

= EBITDA

- Амортизация

= EBIT (операционная прибыль)

- Процентные расходы (постоянные финансовые расходы)

= прибыль до налогообложения (EBIT)

- налог на прибыль

= Чистая прибыль NI

20.02

2. Метод Ковалева

Выручка от продаж

– переменные расходы

= EBITDA (валовая маржа или маржинальный доход)

- амортизация ® постоянные производственные расходы

= валовая прибыль

- коммерческие расходы® постоянные производственные расходы

- управленческие расход® постоянные производственные расходы

= EBIT (операционная прибыль)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: