Социальные аспекты экономики

Социальная справедливость и роль государств. С начала зарож­дения рыночных отношений понятие «социальная справедливость» сводилось к свободе рыночной конкуренции. Несправедливыми признавались действия, направленные на ограничение такой сво­боды, т. е. на монополизацию рынка.

После сильнейшего экономического кризиса в 1930-е гг. (полу­чившего название «Великая депрессия») в странах с рыночной экономикой общество пришло к выводу, что рынок не является идеальным саморегулятором и не может обеспечить социальной справедливости. Необходимо вмешательство государства в работу рыночной системы. В 1960-е гг. в этих странах усиливается роль государства, появляются государственные программы по борьбе с бедностью и безработицей. В 1970-е гг. государственное регулиро­вание переживает новый подъем: оно направляется на экологи­ческую защиту общества, а затем пришло осознание того, что дальнейшее расширение функций государства грозит снижением предпринимательской активности. Теперь социальная защита в странах с установившейся рыночной экономикой — это предмет заботы региональных властей, общественных организаций и част­ного сектора.

Подытоживая, можно сделать следующие выводы:

• роль государства в социальной защите населения и предпри­нимательская активность, обеспечивающая богатство страны, — это два крайних полюса; увеличение роли одного из них приводит к кризису;

для эффективной работы экономики страны нужно найти ту меру в соотношении этих крайностей, когда и экономика работа­ет, и население защищено.

В экономике для измерения степени неравенства в доходах ис­пользуют кривые Лоренца. Эти кривые показывают, какой доход имеет каждая группа населения, начиная с самой бедной до самой состоятельной. Если бы 10% населения имели 10% до­хода, а 20% населения — 20% дохода и т.д., имело бы местополное равенство. Линия ОД соответствует полному равенству. В случае абсолютного неравенства, если бы весь доход доставался только одной семье, кривая Лоренца превратилась бы в ломаную линию 0ЕД. Понятно, что на самом деле реальная кривая Лорен­ца занимает промежуточное положение между этими крайностя­ми (0АВСД).

По тому, насколько близко кривая 0АВСД расположена к бис­сектрисе угла ОД можно судить о приближении ситуации с до­ходами населения к полному равенству, и наоборот. Для количе­ственной оценки степени дифференциации доходов используют ко­эффициент Джини. Он равен отношению площади фигуры 0АВСД0 к площади всего треугольника 0ЕД: чем ближе его значение к единице, тем выше дифференциация доходов; чем ближе его зна­чение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.

С помощью кривых Лоренца можно анализировать процесс выравнивания доходов в результате проведения мер налоговой и социальной политики. Так, например, при прогрессивном нало­гообложении с более высоких доходов взимается более высокий налог, а программы помощи бедным увеличивают доходы мало­имущих слоев населения. Построив кривые Лоренца, отражаю­щие уровни доходов до уплаты налогов (штрихпунктирная ли­ния), доходов за вычетом налогов (пунктирная линия) и доходов после получения выплат в соответствии с социальными програм­мами (линия 0АВСД), можно сделать выводы о влиянии прово­димой налоговой и социальной политики на процесс выравнива­ния доходов населения.

Общественные блага. Помимо неравенства в распределении доходов рыночная экономика допускает и другие сбои. Так, зани­маться созданием общественных благ рыночная экономика не ста­нет. Причины кроются в особенностях этих товаров и услуг.

Товары индивидуального потребления обладают двумя важны­ми свойствами: первое — они делимы (т.е. покупатель может ку­пить у продавца большее или меньшее количество); второе — эти товары подвержены действию принципа исключения (т.е. те, кто не в состоянии заплатить рыночную цену, исключаются из числа потребителей данного продукта).

Но существуют неделимые товары и услуги; они не могут быть проданы индивидуальным покупателям; на них не распространя­ется принцип исключений, т.е. нельзя отстранить индивидуумов от пользования общественными благами. Так, нельзя исключить из пользователей света маяка одни корабли, в то время, как дру­гие используют его.

Если выгоды от товаров индивидуального потребления реали­зуются при их покупке, то выгоды от общественных благ достают­ся обществу в результате их производства. Примерами национальных общественных благ могут служить оборона страны, обеспечение правопорядка. В случае с маяком его сооружение оправданно эко номически если затраты на строительство ниже, чем выгоды от снижения числа кораблекрушений. Но никакая частная фирма не станет производить то, что никто не будет оплачивать. Следова­тельно, создание общественных благ — забота государства. Оно, собирая принудительные взыскания, т. е. налоги, направляет сред­ства на производство общественных благ. Вопрос о том, в каких объемах должны производиться общественные блага, в демокра­тических странах решается на политических выборах.

Рис. 1.2. Схема кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

Выяснив роль правительства в создании общественных благ, можно составить схему кругооборота ресурсов, продуктов и дохо­дов (рис. 1.2). С предпринимателей и с населения правительство собирает налоги. На собранные средства закупаются товары на рынке конечных продуктов (например, воинское обмундирова­ние). На рынке ресурсов правительство покупает труд специали­стов (например, юристов). Стрелки на рис. 1.2, направленные от правительства к населению и к бизнесу, соответствуют субсидиям малообеспеченных граждан, дотациям на производство нужных с точки зрения общества продуктов и услуг.


2-4

2-6

Тема 1.2. Собственность и ее виды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: