Механизм рыночного ценообразования. Спрос и предложение

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и пред­ложения. Он служит одним из регуляторов общественного произ­водства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора эконо­мики в другой и внутри отдельных секторов.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфе­ре производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукиии, т. е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность про­ходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает обще­ственное признание через механизм цен также на рынке.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования от пла­нового заключается в том, что цены на товары должны опреде­ляться (устанавливаться) их собственниками, субъектами хозяй­ствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропро­изводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хо­зяйственной ситуации могут регулировать цены только на огра­ниченный круг товаров. Государство может определять только об­щие правила и принципы ценообразования, иногда устанавли­вать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управленческие функ­ции. Однако государственные органы не должны определять кон­кретные цены на товары, изготовляемые различными собствен­никами.

Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, преду­смотренных законодательными актами, по государственным це­нам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное по­ложение на рынке товаров, а также на товары и услуги, опреде­ляющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения, допускается государственное регули­рование цен.

Механизм ценообразования проявляется через цены, их дина­мику. Динамика цен формируется под воздействием двух важней­ших факторов: стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образу­ются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колеба­ния цен вокруг стоимости.

Тактический фактор выражается в том, что цены на конкрет­ные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Неотъемлемым и важным элементом рынка является конку­ренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибы­ли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной де­ятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпри­нимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отно­шению друг к другу как соперники или конкуренты. Главное усло­вие выживаемости на рынке — высокий уровень производства и профессионализм в его управлении.

Спрос и предложение. Цены претерпевают любые изменения на рынке под воздействием спроса и предложения.

Спрос можно определить как желание и возможность потреби­теля купить товар или услугу в определенное время и в опреде­ленном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми воз­можностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупа­теля.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низ­кой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Это объясняется следующими обстоятельствами:

• высокая цена может служить и часто служит непреодолимым препятствием для совершения покупки. Более охотно при прочих равных условиях люди покупают необходимую продукцию по бо­лее низким ценам;

• действие принципа убывающей предельной полезности, со­гласно которому потребление каждой следующей единицы про­дукта приносит меньшую полезность. Это побуждает потребите­лей осуществлять следующие покупки этого экономического бла­га по более низкой цене;

• действие эффекта дохода: при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем потребления других экономических благ;

• действие эффекта замещения: при более низкой цене покупа­тель будет приобретать более дешевые вместо аналогичных, но более дорогих товаров.

Таким образом, между рыночной ценой товара и тем его коли­чеством, которое может быть куплено по данной цене, устанав­ливается строгое соотношение. Графически это соотношение вы­ражается в виде кривой спроса (рис. 5.1).

РИСУНОК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Графически это изменение выражается в движе­нии по кривой спроса. При изменении цены от Ц! до Ц2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от VC] до Vc2

Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Эти изменения выра­жаются в движении самой кривой спроса, в ее смещении (рис. 5.2). Потребители могут проявить готовность купить большее (смеще­ние кривой спроса вправо) или меньшее (смещение кривой спроса влево) количество данного товара по старым ценам. Такие изме­нения происходят под воздействием неценовых факторов спроса. К ним относятся:

1. Изменение доходов — увеличение означает в целом рост сово­купной платежеспособности, а это значит, что при каждом зна­чении цены покупатель может приобрести большее, чем ранее, количество товара, следовательно, при росте дохода произойдет

сдвиг кривой спроса вправо; при уменьшении — кривая спроса будет сдвигаться влево.

2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей, которое может произойти в случае ведения какой-либо агитационной компании, согласно сезону года и т.д. Колебание цен на одни товары вызовет изменение спроса на товар заменитель.

3. Более высокое качество продукции означает дополнительные потребительские свойства этого товара. Напротив, ухудшение ка­чества будет означать уменьшение способности данного товара удовлетворять потребности покупателя. За счет внимания к фак­тору качества фирма, повышая его и выделяя тем самым свой товар среди конкурентов, сдвигает кривую спроса вправо, увели­чивая в целом спрос на свой товар.

В результате это позволяет фирме увеличить: спрос на свою продукцию при сохранении прежней цены и цену на товар при сохранении спроса на прежнем уровне.

В результате ухудшения качества товара спрос на него умень­шится, что вызовет сдвиг кривой спроса влево. Это поставит пе­ред фирмой-производителем задачу снижения цены, если она хочет сохранить объем спроса на свой товар. Снижение же цены может привести к дополнительному сокращению спроса из-за ассоциа­ции у потребителей низкой цены с низким качеством товара.

4. Изменение цен на другие товары происходит, если это сопря­женные или взаимозаменяемые товары.

Товары являются взаимодополняющими, если в случае покуп­ки одного неизбежно следует покупка другого. Например, фото­аппарат и пленки, автомобиль и моторное масло и т.д. Повыше­ние цены на один из товаров приведет к снижению спроса на другой.

Когда потребление одного товара можно заменить потребле­нием другого, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товары- субституты). Например, масло и маргарин, шариковая и капил­лярная ручка и т.д. Повышение цены на один из этих товаров приведет к падению спроса на него и росту спроса на товар-заме­нитель.

5. Ожидания потребителей могут быть связаны и с возможным ростом или падением, и со степенью доступности того или иного блага, и с возможной динамикой семейного дохода, перспектив личной занятости, сокращением или увеличением импорта и т.д.

Предложение — это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте.

Если объем спроса падает при росте цен, то объем предложе­ния при этом возрастает (рис. 5.3). В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Фирма- производитель через цену товара получает информацию о том, в

какой степени общество нуждает­ся в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразно­сти производства и соответствие спросу.

На величину предложения то­варов влияет ряд факторов, глав­ным из которых являются издерж­ки производства. Если затраты при производстве продукта снизят­ся, это позволит выпустить больше товаров. Рост себестоимости приведет к противоположному результату — предложение сни­зится. У данного фактора есть много производных, способных воз­действовать на динамику предложения. К ним относятся прежде всего научно-технический прогресс, в результате внедрения до­стижений которого снижаются издержки производства, а также налоги и дотации, так как для фирмы увеличение налогообложе­ния является, по существу, увеличением издержек, а различного рода дотации и государственные субсидии, выделенные данной фирме, улучшают ее финансовое положение.

Большое значение имеет изменение числа фирм, производя­щих такой же или аналогичный товар. Ясно, что при прочих рав­ных условиях увеличение (уменьшение) числа предприятий при­ведет к увеличению (уменьшению) объема предложения данной продукции.

Немаловажную роль играют и ожидания производителей. Воз­можные изменения в будущем периоде в спросе на тот или иной товар, повышение или понижение таможенных пошлин на им­портируемую продукцию, изменения цен на ресурсы, изменение моды на тот или иной товар — все эти прогнозы возможных изме­нений ситуации в будущем будут оказывать влияние на поведение фирмы и объем предложения в настоящем периоде.

Эластичность — мера реагирования одной переменной на из­менение другой.

Рассмотрим сначала эластичность спроса. Особую важность пред­ставляет зависимость спроса от цены, или ценовая эластичность. Она описывает, в какой степени изменение цены влияет на вели­чину спроса (см. рис. 5.1).

Степень ценовой эластичности измеряют с помощью коэффи­циента эластичности спроса, который вычисляется по формуле:

ФОРМУЛА ЭЛАСТИЧНОСТИ

Так как цена и спрос всегда движутся в противоположных на­правлениях, то эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением ценовой эластичности спроса (|е£|).

Если колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффициент эластичности спроса по ценам большеЗначение ценовой эластичности спроса определяется многими причинами, в том числе и субъективными. Индивидуальные пред­почтения потребителей могут весьма значительно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить ряд общих факторов, вли­яющих на значение ценовой эластичности спроса:

• наличие или отсутствие товаров-заменителей; чем больше хо­роших товаров-заменителей, тем будет выше эластичность спроса на данный товар;

удельный вес данного продукта в доходе потребителей; чем большее место в потребительских расходах занимает этот продукт, тем при прочих равных условиях выше будет ценовая эластич­ность спроса;

• величина дохода; общая вели­чина и структура потребительских благ и услуг, приобретаемых одним человеком или семьей, имеет денеж­ный лимит — бюджетное ограниче­ние; чем меньше уровень доходов, тем меньший набор потребительс­ких благ и в меньших вариантах до­ступен для потребителя;

• качество товара; обычно спрос на предметы первой необходимо­сти — хлеб, соль, молоко, неотлож-

Hbie медицинские услуги и т.д. — является неэластичным. Повы­шение цен на эту группу потребительских благ не приведет к су­щественному сокращению спроса на них. В то же время рост цен на предметы роскоши и вообще на товары не первой необходи­мости приведут к росту эластичности спроса на эту группу.

Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет важное практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности. Коэффициент эластичности спроса отражается на объеме денежной выручки от реализации произве­денного товара. Предположим, коэффициент ценовой эластично­сти спроса больше единицы. В этом случае уменьшение цены при­ведет к увеличению общей выручки, так как при прочих равных условиях возрастает общий объем продаж данного товара и при­рост дохода производителя за счет роста продаж, компенсирует ему потери от снижения цены

Спрос и предложение — две неотъемлемые составляющие ры­ночного механизма. В результате их взаимодействия в условиях сво­бодной конкуренции формируется рыночное равновесие, равно­весная цена и равновесный объем производства. Рыночная, или равновесная, цена товара устанавливается при соответствии объе­мов спроса и предложения в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рыночное равновесие — такое состояние спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производи­тели готовы продать по данной цене и в данный момент времени Особенностью свободного рынка является то, что при опреде­ленном количестве предложенной продукции он как бы сам по

себе стремится к равновесию. Предположим, что фирма предлага­ет свой товар по цене выше точки равновесия (см. рис. 5.6). Поку­патели считают такую цену слишком высокой, поэтому какое-то количество продукции не находит покупателя. В этом случае обра­зуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасы­щается данным товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновре­менно сокращается выпуск товара, так как его производство при снизившейся цене невыгодно. Цена смещается по кривой предло­жения вниз (рис. 5.7). Но новой цене соответствует больший спрос. Как следствие возникает избыток спроса, т.е. дефицит. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, которого для всех желающих не хватает. Дефицит действует в сторону повышения цены, которая перемещается по кривой спроса вверх. Указанный процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновешиваются снова в центре равновесия.


2-20

2-22

Тема 2.3. Конкуренция и монополия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: