В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов.
Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукиии, т. е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового заключается в том, что цены на товары должны определяться (устанавливаться) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
|
|
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство может определять только общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управленческие функции. Однако государственные органы не должны определять конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.
Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения, допускается государственное регулирование цен.
Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов: стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости.
Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Главное условие выживаемости на рынке — высокий уровень производства и профессионализм в его управлении.
|
|
Спрос и предложение. Цены претерпевают любые изменения на рынке под воздействием спроса и предложения.
Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Это объясняется следующими обстоятельствами:
• высокая цена может служить и часто служит непреодолимым препятствием для совершения покупки. Более охотно при прочих равных условиях люди покупают необходимую продукцию по более низким ценам;
• действие принципа убывающей предельной полезности, согласно которому потребление каждой следующей единицы продукта приносит меньшую полезность. Это побуждает потребителей осуществлять следующие покупки этого экономического блага по более низкой цене;
• действие эффекта дохода: при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем потребления других экономических благ;
• действие эффекта замещения: при более низкой цене покупатель будет приобретать более дешевые вместо аналогичных, но более дорогих товаров.
Таким образом, между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по данной цене, устанавливается строгое соотношение. Графически это соотношение выражается в виде кривой спроса (рис. 5.1).
РИСУНОК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1
Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Графически это изменение выражается в движении по кривой спроса. При изменении цены от Ц! до Ц2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от VC] до Vc2
Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Эти изменения выражаются в движении самой кривой спроса, в ее смещении (рис. 5.2). Потребители могут проявить готовность купить большее (смещение кривой спроса вправо) или меньшее (смещение кривой спроса влево) количество данного товара по старым ценам. Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов спроса. К ним относятся:
1. Изменение доходов — увеличение означает в целом рост совокупной платежеспособности, а это значит, что при каждом значении цены покупатель может приобрести большее, чем ранее, количество товара, следовательно, при росте дохода произойдет
сдвиг кривой спроса вправо; при уменьшении — кривая спроса будет сдвигаться влево.
2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей, которое может произойти в случае ведения какой-либо агитационной компании, согласно сезону года и т.д. Колебание цен на одни товары вызовет изменение спроса на товар заменитель.
|
|
3. Более высокое качество продукции означает дополнительные потребительские свойства этого товара. Напротив, ухудшение качества будет означать уменьшение способности данного товара удовлетворять потребности покупателя. За счет внимания к фактору качества фирма, повышая его и выделяя тем самым свой товар среди конкурентов, сдвигает кривую спроса вправо, увеличивая в целом спрос на свой товар.
В результате это позволяет фирме увеличить: спрос на свою продукцию при сохранении прежней цены и цену на товар при сохранении спроса на прежнем уровне.
В результате ухудшения качества товара спрос на него уменьшится, что вызовет сдвиг кривой спроса влево. Это поставит перед фирмой-производителем задачу снижения цены, если она хочет сохранить объем спроса на свой товар. Снижение же цены может привести к дополнительному сокращению спроса из-за ассоциации у потребителей низкой цены с низким качеством товара.
4. Изменение цен на другие товары происходит, если это сопряженные или взаимозаменяемые товары.
Товары являются взаимодополняющими, если в случае покупки одного неизбежно следует покупка другого. Например, фотоаппарат и пленки, автомобиль и моторное масло и т.д. Повышение цены на один из товаров приведет к снижению спроса на другой.
Когда потребление одного товара можно заменить потреблением другого, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товары- субституты). Например, масло и маргарин, шариковая и капиллярная ручка и т.д. Повышение цены на один из этих товаров приведет к падению спроса на него и росту спроса на товар-заменитель.
5. Ожидания потребителей могут быть связаны и с возможным ростом или падением, и со степенью доступности того или иного блага, и с возможной динамикой семейного дохода, перспектив личной занятости, сокращением или увеличением импорта и т.д.
Предложение — это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте.
Если объем спроса падает при росте цен, то объем предложения при этом возрастает (рис. 5.3). В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Фирма- производитель через цену товара получает информацию о том, в
|
|
какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности производства и соответствие спросу.
На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главным из которых являются издержки производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит выпустить больше товаров. Рост себестоимости приведет к противоположному результату — предложение снизится. У данного фактора есть много производных, способных воздействовать на динамику предложения. К ним относятся прежде всего научно-технический прогресс, в результате внедрения достижений которого снижаются издержки производства, а также налоги и дотации, так как для фирмы увеличение налогообложения является, по существу, увеличением издержек, а различного рода дотации и государственные субсидии, выделенные данной фирме, улучшают ее финансовое положение.
Большое значение имеет изменение числа фирм, производящих такой же или аналогичный товар. Ясно, что при прочих равных условиях увеличение (уменьшение) числа предприятий приведет к увеличению (уменьшению) объема предложения данной продукции.
Немаловажную роль играют и ожидания производителей. Возможные изменения в будущем периоде в спросе на тот или иной товар, повышение или понижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию, изменения цен на ресурсы, изменение моды на тот или иной товар — все эти прогнозы возможных изменений ситуации в будущем будут оказывать влияние на поведение фирмы и объем предложения в настоящем периоде.
Эластичность — мера реагирования одной переменной на изменение другой.
Рассмотрим сначала эластичность спроса. Особую важность представляет зависимость спроса от цены, или ценовая эластичность. Она описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса (см. рис. 5.1).
Степень ценовой эластичности измеряют с помощью коэффициента эластичности спроса, который вычисляется по формуле:
ФОРМУЛА ЭЛАСТИЧНОСТИ
Так как цена и спрос всегда движутся в противоположных направлениях, то эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением ценовой эластичности спроса (|е£|).
Если колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффициент эластичности спроса по ценам большеЗначение ценовой эластичности спроса определяется многими причинами, в том числе и субъективными. Индивидуальные предпочтения потребителей могут весьма значительно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить ряд общих факторов, влияющих на значение ценовой эластичности спроса:
• наличие или отсутствие товаров-заменителей; чем больше хороших товаров-заменителей, тем будет выше эластичность спроса на данный товар;
• удельный вес данного продукта в доходе потребителей; чем большее место в потребительских расходах занимает этот продукт, тем при прочих равных условиях выше будет ценовая эластичность спроса;
• величина дохода; общая величина и структура потребительских благ и услуг, приобретаемых одним человеком или семьей, имеет денежный лимит — бюджетное ограничение; чем меньше уровень доходов, тем меньший набор потребительских благ и в меньших вариантах доступен для потребителя;
• качество товара; обычно спрос на предметы первой необходимости — хлеб, соль, молоко, неотлож-
Hbie медицинские услуги и т.д. — является неэластичным. Повышение цен на эту группу потребительских благ не приведет к существенному сокращению спроса на них. В то же время рост цен на предметы роскоши и вообще на товары не первой необходимости приведут к росту эластичности спроса на эту группу.
Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет важное практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности. Коэффициент эластичности спроса отражается на объеме денежной выручки от реализации произведенного товара. Предположим, коэффициент ценовой эластичности спроса больше единицы. В этом случае уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки, так как при прочих равных условиях возрастает общий объем продаж данного товара и прирост дохода производителя за счет роста продаж, компенсирует ему потери от снижения цены
Спрос и предложение — две неотъемлемые составляющие рыночного механизма. В результате их взаимодействия в условиях свободной конкуренции формируется рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем производства. Рыночная, или равновесная, цена товара устанавливается при соответствии объемов спроса и предложения в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Рыночное равновесие — такое состояние спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производители готовы продать по данной цене и в данный момент времени Особенностью свободного рынка является то, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по
себе стремится к равновесию. Предположим, что фирма предлагает свой товар по цене выше точки равновесия (см. рис. 5.6). Покупатели считают такую цену слишком высокой, поэтому какое-то количество продукции не находит покупателя. В этом случае образуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается данным товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, так как его производство при снизившейся цене невыгодно. Цена смещается по кривой предложения вниз (рис. 5.7). Но новой цене соответствует больший спрос. Как следствие возникает избыток спроса, т.е. дефицит. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, которого для всех желающих не хватает. Дефицит действует в сторону повышения цены, которая перемещается по кривой спроса вверх. Указанный процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновешиваются снова в центре равновесия.
2-20
2-22
Тема 2.3. Конкуренция и монополия