Теоретические и эмпирические исследования в социологии (37)
Программа социологического исследования (36)
Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки (35)
1. «Закрытыми» называют такие вопросы социологической анкеты, где …
| Раскрывается содержание гипотезы социологического исследования
|
| Респондент сам формулирует вопрос
|
| Респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа
|
| Респондент может сам предложить варианты ответа
|
1. К двум основным этапам составления программы социологического исследования относятся (два ответа) …
| Опрос респондентов
|
| Интерпретация результатов
|
| Изучение специализированной литературы
|
| Формулировка проблемы исследования
|
1. Социологические исследования, целью которых является приращение социологического знания и формулирование концепции, называются …
| Социальными
|
| Эмпирическими
|
| Теоретическими
|
| Прикладными
|
1. Конфликтология это:
| Область междисциплинарного исследования межличностных отношений
|
| Область междисциплинарного исследования делового общения
|
| Область междисциплинарного исследования социального конфликта
|
| Область междисциплинарного исследования особенностей личности
|
2. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых относят:
| В. Парето, Э Дюркгейм, М. Ковалевский
|
| П. Сорокин, Ч. Дарвин, А. Смит
|
| М. Вебер, Г. Зиммель, Конфуций
|
| О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса
|
3. Определение конфликта, которое стало классическим, дал:
| Герберт Спенсер
|
| Огюст Конт
|
| Льюис Козер
|
| Вильфредо Парето
|
4. В качестве участников конфликтного взаимодействия выступают:
| Отдельные личности
|
| Группы
|
| Организации
|
| Все три ответа
|
5. Объектом конфликта может быть:
| Все то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон
|
| Право на имущество
|
| Право выбора
|
| Право собственности
|
6. Конфуций в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь…
| Разные характеры
|
| Неравенство и несхожесть людей
|
| Корысть
|
| Краснобайство
|
7. «Духовным отцом» теории конфликтов считается
| Гераклит
|
| Зиммель Г.
|
| Смолли Д.
|
| Самнер У.
|
8. Конфликты порождают следующие факторы:
| Биологические
|
| Психологические
|
| Социальные
|
| Все три ответа
|
9. Начало современным теориям конфликта положено в:
| Начале 21 века
|
| Конец 19 века
|
| Начале 20 века
|
| Конец 20 века
|
10. Наиболее известным из теоретиков конфликта является:
| Л. Гумплович
|
| Г. Зиммель
|
| Д. Смолли
|
| У. Самнер
|
11. Г. Зиммель рассматривает конфликты как:
| Негативное явление в общественной жизни
|
| Позитивное явление в общественной жизни
|
| Нейтральное явление в общественной жизни
|
| Неизбежное явление в общественной жизни
|
12. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был рассмотрен в работах:
| Л. Козера
|
| К. Боулдинга
|
| Л. Крисберга
|
| Все три ответа вместе
|
13. Конфликт состоит из:
| Конфликтной ситуации и инцидента
|
| Только из конфликтной ситуации
|
| Только из инцидента
|
| Субъектов и объектов конфликта
|
14. Признаком конфликта является:
| Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной
|
| Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей
|
| Неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия
|
| Все три ответа
|
15. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
| Философско-социальный
|
| Социальный
|
| Философский
|
| Индивидуальный
|
16. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
| Индивидуальный
|
| Социологический
|
| Социальный
|
| Философский
|
17. К уровням анализа социальных конфликтов относят:
| Социальный
|
| Философский
|
| Индивидуально-психологический
|
| Индивидуальный
|
18. Причинами конфликтов могут быть:
| Все три ответа
|
| Различные формы экономического и социального неравенства
|
| Идеологические причины
|
| Наличие противоположных ориентаций
|
19. К видам конфликтов в зависимости от количества участников относят:
| Внутриличностные
|
| Все три ответа
|
| Межличностные
|
| Внутригрупповые
|
20. По направленности воздействия различают следующие виды конфликтов:
| Вертикальные, горизонтальные
|
| Открытые, скрытые
|
| Социальные, национальные
|
| Антагонистические, компромиссные
|
21. По природе возникновения рассматривают следующие виды конфликтов:
| Вертикальные, горизонтальные, диагональные
|
| Социальные, национальные, этнические
|
| Открытые, скрытые, потенциальные
|
| Внутриличностные, межличностные, внутриличностные
|
22. По степени выраженности рассматривают следующие виды конфликтов:
| Вертикальные, горизонтальные, диагональные
|
| Социальные, национальные, этнические
|
| Открытые, скрытые, потенциальные
|
| Внутриличностные, межличностные, внутриличностные
|
23. Сколько выделяют основных стадий конфликта?
24. Предконфликтная стадия – это …
| Период, в котором конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы
|
| Завершение инцидента
|
| Стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников
|
| Стадия принятия решения
|
25. К ресурсам сторон в конфликте относят:
| Материальные ценности
|
| Информация, связи
|
| Власть, престиж
|
| Все три ответа
|
26. Формирование стратегий или нескольких стратегий у каждой из конфликтующих сторон происходит на стадии:
| Предконфликтная
|
| Стадия непосредственного конфликта
|
| Стадия разрешения конфликта
|
| На всех стадиях
|
27. Наибольший научный и практический интерес вызывает следующая стадия:
| Стадия предконфликтная
|
| Стадия непосредственного конфликта
|
| Стадия разрешения конфликта
|
| Все три стадии
|
28. Стадия непосредственного конфликта характеризуется, прежде всего:
| Формирование нескольких стратегий
|
| Оценкой своих и чужих ресурсов
|
| Устранение, прекращение индидента
|
| Наличием индидента, то есть социальных действий, направленных на изменение поведения соперников
|
29. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
30. К действиям, которые носят открытый характер, относят:
| Интриги, маскировки, провокации
|
| Спортивное состязания, создание ложных объектов
|
| Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие
|
| Передача правдивой информации с целью принятия ее за ложную
|
31. К действиям, которые носят скрытый характер, относят:
| Интриги, маскировки, провокации, создание ложных объектов
|
| Спортивное состязание, политическая борьба
|
| Словесные прения, физическое воздействие
|
| Передача правдивой информации, экономические санкции
|
32. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на:
| Рациональные и интеллектуальные
|
| Рациональные и эмоциональные
|
| Эмоциональные и интеллектуальные
|
| Интеллектуальные и мотивационные
|
33. Конфликт, который охватывает сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры, называется:
| Эмоциональным
|
| Мотивационным
|
| Интеллектуальным
|
| Рациональным
|
34. Конфликт, в котором его первопричины забываются, а участники действуют на основе личной неприязни, называют:
| Эмоциональным
|
| Мотивационным
|
| Интеллектуальным
|
| Рациональным
|
35. Наиболее непредсказуемые и в подавляющем случае не управляемые:
| Интеллектуальные конфликты
|
| Мотивационные конфликты
|
| Эмоциональные конфликты
|
| Рациональные конфликты
|
36. Как называется конфликт, при котором в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику
| Мотивационный
|
| Рациональный
|
| Интеллектуальный
|
| Эмоциональный
|
37. Что служит необходимым, но недостаточным условием погашения конфликта?
| Прекращение активного взаимодействия
|
| Завершение инцидента
|
| Только переживание фрустрирующего состояния
|
| Поиск причин конфликта
|
38. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении:
| Конфликтной ситуации
|
| Отношения к активным действиям
|
| Образа врага
|
| При прекращении хотя бы на время инцидента
|
39. Разрешение рационального конфликта возможно следующим путем:
| Устранение причины конфликта или истощения ресурсов сторон
|
| Изменение требований одной из сторон
|
| Вмешательство третьей силы
|
| Все три ответа
|
40. Наиболее важным в разрешении эмоционального конфликта является следующее:
| Изменение установок соперников относительно друг друга
|
| Изменение требований одной из сторон
|
| Вмешательство третьей силы
|
| Устранение причины конфликта
|
41. Управление конфликтами – это:
| Целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта
|
| Целенаправленное воздействие на людей с целью достижения своей цели
|
| Целенаправленное воздействие на собственное поведение
|
| Коррекция поведения участников конфликта
|
42. К методам управления конфликтами относят:
| Внутриличностные
|
| Структурные
|
| Межличностные
|
| Все три ответа
|
43. К внутриличностным методам управления конфликтами относят:
| Умение правильно организовывать свое собственное поведение
|
| Умение высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека
|
| Разъяснение требований к работе
|
| Первые два ответа
|
44. К основным стилям поведения в конфликтной ситуации относят:
| Шесть стилей
|
| Пять стилей
|
| Четыре стиля
|
| Три стиля
|
45. К факторам, которые обостряют конфликт, относят:
| Расширение рядов участников, которые принимают ту или иную сторону
|
| Повышение и проявление внешне накала страстей (гнев, тревога, страх, разочарование)
|
| Ничего не делается для установления и поддержания отношений
|
| Все три ответа
|
46. К факторам, которые ослабляют конфликт, относят:
| Уход на нейтральную территорию
|
| Умение своего умения регулировать конфликты
|
| Разговор об эмоциях, объяснение, но не их демонстрация
|
| Все три ответа
|
47. Сотрудничество – это…
| Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия
|
| Поиск решения за счет взаимных уступок
|
| Активная борьба индивида за свои интересы
|
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения
|
48. Соперничество, противоборство – это …
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения
|
| Активная борьба индивида за свои интересы
|
| Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия
|
| Поиск решения за счет взаимных уступок
|
49. Компромисс – это …
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения
|
| Активная борьба индивида за свои интересы
|
| Поиск решения за счет взаимных уступок
|
| Активный поиск решения, которое удовлетворяет всех участников взаимодействия
|
50. Уклонение – это …
| Активный поиск решения, удовлетворяющее всех участников взаимодействия
|
| Поиск решения за счет взаимных уступок
|
| Активная борьба индивида за свои интересы
|
| Не отстаивает свои права и не сотрудничает в выработке общего решения
|
51. Генерализирующая наука, которая изучает закономерности возникновения совместной жизни людей как представителей социальных общностей и групп, называется …
| История
|
| Философия
|
| Политология
|
| Социология
|
52. Теоретический уровень, теории среднего уровня, эмпирический уровень – это…
| Уровни социологического знания
|
| Уровни исторического знания
|
| Уровни философского знания
|
| Уровни экономического знания
|
53. К фундаментальным исследованиям в социологии относят …
| Исследование научно-прикладного характера в различных сферах общественной жизни
|
| Практическое применение научных знаний для целенаправленного изменения социальной структуры общества
|
| Практическое применение научных знаний для целенаправленного развития отдельных социальных общностей и общества в целом
|
| Накопление научного знания, создание специфических научных теорий
|
54. Натурализм, биологизм, психологизм, структурализм, функционализм и другие относятся к…
| Концептуальным направлениям исследования
|
| Частным направлениям исследования
|
| Отраслевым направлениям исследования
|
| Теоретическим направлениям исследования
|
55. Ученым, который считал, что социология изучает формы взаимоотношений, подобно тому, как геометрия изучает пространственные формы, является …
| Г. Зиммель
|
| К. Маркс
|
| О. Конт
|
| Г. Спенсер
|
56. За создание в социологии всеохватывающей теории, опирающиеся на теории социального действия и структурно-функциональный метод ратовал …
| Толкотт Парсонс
|
| Герберт Спенсер
|
| Макс Вебер
|
| Питирим Сорокин
|
57. Новую науку об обществе Огюст Конт назвал…
| Социальная история
|
| Социальная физика
|
| Социальная философия
|
| Социальная экология
|
58. Философскую доктрину, представителем которой является Огюст Конт, можно кратко охарактеризовать как …
| Объективный идеализм
|
| Атомизм
|
| Позитивизм
|
| Субъективный идеализм
|
59. Герберт Спенсер считал, что в основе жизни общества лежат определенные законы…
| Специфические только для общества
|
| Экономические
|
| Биологические
|
| Космические
|
60. В социологической концепции Эмиля Дюркгейма целью общественного развития является…
| Развитие личности
|
| Социальная справедливость
|
| Социальное равенство
|
| Нарастание солидарности
|
61. Э. Дюркгейм сформулировал понятие аномии. Какой, по-вашему, тип общества соответствует этому понятию?
| Общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей
|
| Традиционное общество
|
| Индустриальное общество
|
| Общество с тоталитарным строем
|
62. Социологию К. Маркса можно отнести к ____________типу парадигм.
| Символического интеракционизма
|
| Феноменологическая
|
| Конфликтная
|
| Социального действия
|
63. Один из пионеров индустриальной социологии Э. Мэйо ввел в научный оборот понятие социабильности. Какое из приведенных ниже определений соответствует ему?
| Ощущение принадлежности к элите
|
| Желание быть включенным в неформальную группу, когда включенный чувствует себя свободным
|
| Способность и расположенность к контактам
|
| Чувство харизматического поведения (данного свыше) лидера
|
64. Американский социолог, разработавший ряд математических методов и моделей в социологии; панельный анализ, метод кросс-табуляции, метод латентно-структурного анализа и т. д. – это …
| С. Стауффер
|
| Л. Гутман
|
| Т. Парсонс
|
| П. Лазарсфельд
|
65. Каковы основные задачи новых (альтернативных) социальных движений?
| Борьба с тоталитаризмом
|
| Борьба с демократией
|
| Самоопределение личности, контрпотребительство, экологический императив, контртехницизм
|
| Рост жизненного, культурного и образовательного уровня
|
66. Наиболее видным представителем экономической школы в социологии является…
| Г. Спенсер
|
| М. Вебер
|
| К. Маркс
|
| Т. Гоббс
|
67. Субъективный метод русской социологии создали…
| М. М. Ковалевский и П. А. Струве
|
| Г. В. Плеханов и В. И. Ленин
|
| М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев
|
| П. Л. Лавров и Н. М. Михайловский
|
68. Взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи в социологии называется…
| Кооперация
|
| Конфликт
|
| Конкуренция
|
| Кооптация
|
69. Понятие, противоположное девиации…
| Конформизм
|
| Позитивизм
|
| Тоталитаризм
|
| Эмпиризм
|
70. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм – это …
| Социальный протест
|
| Социальная девиация
|
| Социальное действие
|
| Социальная реакция
|
71. Социальная связь не может выражаться посредством…
| Социального взаимодействия
|
| Внутренней работы человеческого сознания
|
| Социального отношения
|
| Социального контакта
|
72. Один из нижеперечисленных признаков не является характеристикой гражданского общества…
| Высокий культурный потенциал
|
| Высокий уровень образования населения
|
| Тоталитарность
|
| Высокий уровень развития промышленности
|
73. Гражданское общество, по мнению Ж. Ж. Руссо образуют…
| Подданные
|
| Сословия
|
| Граждане
|
| Индивидуальности
|
74. Сложный комплекс экономических, социальных, культурных перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоением научно-технических достижений (по Н. Смелзеру) – это…
| Социализация
|
| Модернизация
|
| Кооперация
|
| Структуризация
|
75. Государства, которые сумели осуществить сценарий модернизации, преодолев за сравнительно короткий срок свою экономическую отсталость, сохранили традиционную культуру…
| Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг
|
| Вьетнам, Китай, Бирма, Таиланд
|
| Индия, Монголия, Лаос, Камбоджа
|
| Малайзия, Сирия, Ливан, Индонезия
|
26. Аристотель считал опорой стабильности и порядка…
| Земледельцев
|
| Богатых людей
|
| Рабов
|
| Средний класс
|
27. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется…
| Интервью
|
| Эксперимент
|
| Наблюдение
|
| Опрос
|
28. Целенаправленная беседа социолога с респондентом по вопросам программы социологического исследования, предполагающая незамедлительное распределение ответов последнего по категориям, - это ______ интервью.
| Неструктурированное
|
| Глубинное
|
| Структурированное
|
| Фокусированное
|
29. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется…
| Интеграция
|
| Стратификация
|
| Дифференциация
|
| Диффузия
|
30. Систему критериев социальной стратификации Т. Парсонса не входит такой признак, как …
| Владения
|
| Национальность
|
| Принадлежность к родственной ячейке
|
| Достижения
|
31. Социальное – это:
| Совокупность отношений между различными институтами, группами и общностями
|
| Процесс производства духовных ценностей
|
| Борьба политических партий
|
| Процесс производства материальных ценностей
|
32. Что является объектом социологии?
| Социальная система, социальные группы, общности, институты, социальный процесс.
|
| Человек
|
| Общество
|
| Взаимодействие общества и природы
|
33. Что является предметом социологии?
| Политические институты общества
|
| Поведение людей
|
| Общество как система и процессы, происходящие в ней
|
| Общество в целом
|
34. Когда произошло зарождение социологии как науки?
| В VIII столетии
|
| В эпоху позднего Средневековья
|
| В 30-х годах XIX века
|
| В период античности
|
35. Назовите социолога, который считал, что предметом социологии служат «социальные факты»?
| В. Парето
|
| М. Вебер
|
| О. Конт
|
| Э. Дюркгейм
|
36. К функциям социологии относят:
| Жизненно-ориентирующая, развития
|
| Регулятивная, ценностно-ориентирующая
|
| Гуманистическая, социального планирования
|
| Коммуникативная, воспитательная
|
37. Термин «социология» О. Конт впервые употребил в:
38. Позитивность у О. Конта относится к…
| Объяснению общества и групп
|
| Пониманию общества и групп
|
| Описанию общества и групп
|
| Познанию и социальному устройству
|
39. В чем состояли методологические особенности социологии как науки в период ее становления?
| В применении методологии логики к изучению общества
|
| В применении вненаучных методов к изучению общества
|
| В применении методологии точных и естественных наук к изучению общества
|
| Понятием классовой борьбы
|
40. С какой системой сравнивал общество Герберт Спенсер?
| С паровым двигателем
|
| С банком
|
| С человеческим организмом
|
| С природной средой
|
41. М. Вебер выделил три основных компонента неравенства. Что из нижеперечисленного является «лишним»?
| Власть
|
| Богатство
|
| Престиж
|
| Репутация
|
42. Какое направление в социологии признает природные условия решающим фактором общественного развития
| Функционализм
|
| Позитивизм
|
| Геологическое
|
| Географическое
|
43. С чего начинается социологическое исследование, по Нейлу Смелзеру?
| С гипотезы
|
| С эксперимента
|
| С полевого исследования
|
| С теории
|
44. Система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней называется…
| Субкультурой
|
| Традициями
|
| Массовая культура
|
| Элитарная культура
|
45. Социализация – это:
| Процесс познания человеком окружающего мира
|
| Процесс переструктурирования общества
|
| Процесс взаимодействия различных индивидов внутри общества
|
| Процесс интеграции индивида в общество
|
46. Наиболее общей функцией культуры является…
| Создание и поддержание определенного общественного порядка
|
| Коммуникативная функция
|
| Ориентирующая функция
|
| Репрезентативная функция
|
47. Назовите социальный механизм взаимодействия личности и общества, направленный на предотвращение неблагоприятных воздействий на человека со стороны социальной среды или оказание ему социальной поддержки
| Социальная дифференциация
|
| Социализация
|
| Социальная защита
|
| Социологическое измерение
|
48. Для всех культур характерна выраженность в…
| Образах
|
| Форме существования
|
| Языке
|
| Структуре
|
49. Слово «культура – обработка, возделывание» впервые возникло в…
| Древнем Риме
|
| Древнем Египте
|
| Древней Греции
|
| Древнем Китае
|
50. Отцом научной социологии считают…
| Э. Дюркгейма
|
| В. Парето
|
| М. Вебера
|
| О. Конта
|