Лекция № 1. Проблема здоровья сейчас у всех на слуху

Тема: ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛ

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье — это не все, но без здоровья все — ничто». В рекламных блоках СМИ предложения универсаль­ных оздоравливающих средств занимают основное место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную. За­кономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблаго­получии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

В советской школе о здоровье учащихся заботились планомер­но, да и факторов, разрушающих их здоровье, было несравненно меньше. А что изменилось? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующее детскую психику ав­торитарное воздействие учителей — все это было и осталось. Но в современных демократических условиях прежний стиль преподава­ния оказался еще более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростка­ми пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не при­ходится — раньше это не носило массового характера. Современная школа не может рассчитывать ни на помощь семей, с трудом сводя­щих «концы с концами», ни на систему государственного здравоох­ранения, находящуюся в «полуживом» состоянии.

Но есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали го­ворить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответ­ственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значи­тельно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Педагоги­ческая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Но процесс этот идет пока недопустимо медленно. В планах и от­четах работы многих школ трудно иногда отыскать упоминание о действенных мероприятиях по решению проблем здоровья учащих­ся, кроме тех, за которые надо отчитываться перед руководством.

Упоминания о необходимости охраны здоровья учащихся, целые разделы в медицинских изданиях, посвященные этой темати­ке, часто демонстрируют однобокое понимание авторами путей ре­шения поставленных задач. Они правильно пишут о соблюдении чистоты, требований СанПиНов, необходимости предупреждения утомления и недостаточной двигательной активности учащихся, но рассматривают все это в рамках должностных обязанностей врача, медицинской сестры, директора школы. Рекомендации же учителям-предметникам или ограничиваются призывами проводить физкуль­тминутки, или предложениями вменить им в обязанности регуляр­ное использование хронометра­жа урока и других методов диагностики, которые для неподготов­ленного учителя выглядят бессистемными и оторванными от реаль­ности. Принуждать же учителя заниматься вопросами здоровья в административном порядке — неэффективно и негуманно.

Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей вра­ча или медсестры, а обучить психолого-педагогическим технологи­ям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущер­ба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здо­ровья всех, находящихся под ее крышей.

Появившееся в последние годы трудно выговариваемое, но по содержанию ясное понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. В какой-то мере это замена валеологии в качестве актуального направления, при­влекающего внимание педагогов и общественности к проблеме дет­ского здоровья. Несколько лет назад мы образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы уви­деть завтра» (Н.К. Смирнов, 1995). По аналогии здоровьесберегаю­щие образовательные технологии можно определить как науку, ис­кусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Комментируя это определение, напомним, что задача школы — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить под­ростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопро­сах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений.

Валеология, безусловно, внесла свою лепту в науку и практику здорового образа жизни, но сейчас проблема сконцентрировалась именно на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание учащих­ся без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях — от программно-нормативного до проведения отдель­ного урока — позволяет решить и две другие, взаимосвязанные с этой задачи: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здо­ровья у школьников. Это и достигается с помощью технологий, ко­торые использует здоровьесберегающая педагогика.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рас­сматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одной из самых перспективных образовательных си­стем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов орга­низации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестрой­ке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим тех­нологиям выглядит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлитель­ного разрешения;

2) признание педагогами школы своей солидарной ответ­ственности за неблагополучие состояния здоровья школь­ников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими техноло­гиями (обретение компетенций);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими уча­щимися и их родителями.

В основе здоровьесберегающих образовательных технологий лежат положения, известные и понятные даже непро­фессионалу. Обучать ребенка в не приспособленных для этого поме­щениях, запрещать ему на уроках двигаться и выражать возникаю­щие эмоции, не обеспечивать его в течение дня горячим питанием, не стимулировать у него интерес к учебе, заставлять «зубрить», вместо того чтобы заинтересовать и научить пониманию, — все это «кирпи­чики» такого школьного здания, в котором ребенок гарантированно заболевает. Но представлений о здоровьесберегающих технологиях на уровне здравого смысла и жизненного опыта недостаточно даже для старшекурсника педвуза, тем более — для педагога.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника, проявляющийся на видимом и учителю, и ро­дителям уровне, — утрата интереса ребенка к учебе, столь явного в начальных классах. Интерес к учебе — прекрасный индикатор ее влияния на здоровье школьника, используемый в здоровьесберега­ющих технологиях. Плохой учитель не может или не хочет рабо­тать «на интерес» (а это действительно трудно!), чем отвращает уче­ника от школы и наносит ущерб его здоровью. Ведь ученик, для ко­торого посещение школы — тяжелое и неприятное испытание, каж­додневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: