Рынок выполняет ряд функций:
- ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство;
- информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия;
- регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению;
|
|
- посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи;
- санирующая функция. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Рынок имеет достоинства и недостатки. Положительными чертами являются:
- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
- оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;
- независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;
- способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:
- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);
- рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Отметим также, что рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Рынок более усердно служит богатым, он направляет ресурсы туда, где имеется больше денег. В то же время значительно более насущные потребности бедных остаются неудовлетворенными.
|
|
Рыночная система сталкивается и с так называемыми внешними эффектами, которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. В результате рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно.
Наконец, рынок не будет предлагать те товары и услуги, на которые нет установленной цены. Существуют так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти товары не могут быть куплены отдельными потребителями, они достаются всем примерно поровну и платить за них (налогами) должны все поровну. Решение таких проблем берет на себя государство.