Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства

При умеренной (ползучей) инфляции, когда цены возрастают не более чем на 10% в год, наблюдается даже временное оживление хозяйственной конъюнктуры. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли. Кейнс и его последователи даже рассматривают такую инфляцию как благо для экономического развития.

Однако инфляцию на таком уровне не всегда удается задержать, и по мере ее углубления она превращается в галопирующую, которая дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб экономике, в том числе и монополиям и олигополиям, затрудняет проведение экономической политики.

Галопирующая инфляция усиливает диспропорции между отраслями экономики, обостряют проблему реализации продукции на внутреннем рынке, обостряет товарный голод и подрывает стимулы к накоплению. При галопирующей инфляции банки и другие кредитные учреждения, которые предоставляют кредит, удорожают условия кредитования и сокращают объемы кредитов, а это ведет к нарушению функционирования денежной системы.

Галопирующая инфляция ухудшает положение трудящихся масс и обесценивает сбережения, ведет к сокращению в прежних объемах финансирование государственных социальных программ. В таких условиях никто не хочет держать денежную наличность в своем кошельке или на депозите до востребования в банке. После продажи товара предприниматель стремится немедленно превратить свой доход в любой вид реальных активов - в сырье, запасные детали и т.д. Когда покупательная способность денег падает такими темпами, то деньги утрачивают свои важнейшие качества, которые делают их высоколиквидным активом. Таким образом, гиперинфляция ведет к разрушению денежной системы страны.

Подрывая денежное обращение, кредит и банковскую систему, гиперинфляция разрушающе воздействует на промышленность и др. отрасли экономики. В этих условиях денежные капиталы стремятся обратить в устойчивую, свободно конвертируемую валюту или они бегут за границу.

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства различных стран проводить определенную антиинфляционную политику. В этой связи возникают две проблемы. Как относиться к инфляции, ликвидировать ее, как например, в США и Великобритании, путем радикальных мер или адаптироваться к ней как в других странах?

В рамках первого подхода (современные кейнсианцы) предусматривается активная бюджетная политика, которая предполагает маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном (избыточном) спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Это ведет к сокращению спроса, снижению темпов инфляции. Однако подобные меры приводят к сокращению роста производства, к застою и даже к кризисным явлениям в экономике и росту безработицы.

Если спрос в условиях спада производства недостаточен, то государство через государственный бюджет осуществляет программы государственных капиталовложений и других расходов, понижает налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, на средние и невысокие доходы, которые, обычно, быстро реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы XX в., стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию.

Второй подход предполагает, в первую очередь, воздействие на экономику (монетаризм). Этот вид регулирования проводится Центральным банком (ЦБ) страны, который формально правительству не подконтролен. ЦБ изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Эти меры имеют краткосроч­ное воздействие на экономику.

Подобные меры должны ограничивать платежеспособный спрос, так как политика стимулирования экономического роста и искусственного поддержа­ния занятости путем снижения естественного уров­ня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: