Резюме
Различия в положениях стандартов ISO-9000 и концепции TQM
№ п/п | Положения стандартов ISO-9000 | Положения концепции TQM |
Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя | Ориентация на определенного потребителя | |
Ориентация на технические системы и процедуры | Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию | |
Вовлечение всех сотрудников не обязательно | Вовлечение всех сотрудников - обязательное условие | |
Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделения в целом, например отдел качества | Каждый сотрудник организации ответствен за качество | |
Нет направленности на непрерывное совершенствование | TQM немыслимо без непрерывного совершенствования | |
Возможность фокуса (ориентации) на подразделения | Организация всех подразделений, функций и уровней | |
В основном, статичность процессов и корпоративной культуры | Подразумевается изменение процессов и культуры организации | |
Не интегрировано в корпоративную стратегию | Интегрированная стратегия компании |
Современное управление качеством базируется на концепции «Всеобще управление качеством» (TQM), предполагающей высокое качество всей деятельности организации для более полного удовлетворения потребительских запросов.
|
|
TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - ноль дефектов, к затратам - ноль непроизводительных затрат, к поставкам, - точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин - «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).
В концепции «Всеобщего управления качеством» большое внимание уделяется вовлечению всего персонала фирмы в работу по совершенствованию качества. Это в свою очередь предполагает поощрение получения работниками организации знаний и создание системы признания заслуг в области повышения качества. В результате организация формирует новую корпоративную культуру, повышая не только качество продукции, но и качество фирмы в целом.
1. Дайте развернутое определение современной концепции менеджмента качества.
2. Опишите сущности концепции TQM.
3. Что из японского опыта управления качеством привнесено в концепцию TQM?
4. Каковы основные цели всеобщего управления качеством?
|
|
5. Назовите составляющие TQM.
6. Каковы общие и общесистемные принципы TQM?
7. В какой последовательности проводятся работы по созданию системы TQM?
8. Каковы состав и взаимосвязи общих функций при разработке и внедрении системы TQM?
.
Лекция 9. Экономические категории качества,
затраты на качество, их классификация