Происхождение человека. Проблема антропосоциогенеза

Общее понятие о человеке в истории философии

Тема 8. Философская антропология

На каждом историческом этапе образ человека характеризовался в зависимости от накопленных знаний, опыта и культурных предпочтений.

Так, в древней Греции человек выступал органической частью Космоса. Космос понимался в роли образца гармонии и порядка, и человек должен был строить свою жизнь в соответствии с ним. Чтобы познать сущность человека Сократ предлагает познать самого себя.

В Средневековье человек и природа сотворены Богом. Цель человека приблизиться к Богу, что является залогом спасения его души и вечной жизни. Сущность человека раскрывается только в божественном откровении.

В эпоху Возрождения провозглашается самоценность человека и вера в безграничные его силы. Теперь человек не подчинен сверхъестественным силам или природе, а становится творцом самого себя.

В Новое время идея, провозглашенная Декартом: «Мыслю, следовательно, существую», в целом характеризует эпоху, т.е. человек является носителем разума. Благодаря разуму он способен познать законы природы и самого себя. Именно с этого времени сущность человека, в дальнейшем, стали понимать в его разумности. В частности, шведскому ученому Карлу Линнейю (1707-78), составлявшему научную классификацию растений и животных, пришлось дать название виду, к которому принадлежит человек. Он определил человека как sapiens – разумный.

Наряду с рациональным обоснованием человека в ХIХ в. большую популярность получает иррационализм, усматривающий сущность человека в воле, интуиции, бессознательном, экзистенции и т.д. Так, Артур Шопенгауэр сущность человека видит в бессознательной «воле к жизни». Для Фридриха Ницше человек есть лишь высший носитель «воли к власти». А Макс Шелер определяет человека – как генетически больное животное.

Проблема происхождения человека в современной науке является одной из самых спорных. Сегодня существуют несколько гипотез.

1. Теория креационизма. Человек и все живое возникло в результате божественного творческого акта от более простых форм к более сложным. Представители: теологи христианства, К.Линней, Ж.Кювье и др.

2. Эманационная теория. Человек возник в результате божественной эманации (от греч. истечение). Возникновение шло от более сложных форм к более простым. Представители: Плотин, Эриугена, Шеллинг, неоплатоники и др.

3. Теория панспермизма предполагает занесение жизни на поверхность Земли из космоса в виде спор микроорганизмов, а отсюда и возможность появления человека, либо путем намеренного заселения планеты разумными пришельцами из других миров. Представители: немец Г.Рихтер, швед Сванте Аррениус и др.

4. Эволюционная теория предполагает возникновение человека и всего живого из неживой природы, в результате особых благоприятных физических и химических условий на Земле. Представители: Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин, Марксисты и др.

Так, Дарвин выделяет четыре основных принципа эвол-ма: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.

5. Теологический эволюционизм утверждает, что человек и все живое возникло в результате эволюционного процесса, но под действием божественной силы. (Тейяр де Шарден).

6. Современная наука о происхождении человека придерживается теории эволюционизма, где процесс становление человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом. К основным факторам антропосоцио-генеза относится следующее:

1) Биологические факторы: прямохождение, развитость руки, большой мозг, способность к членораздельной речи.

2) Формы деятельности: коллективная деятельность, труд, мышление, язык и общение, нравственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: