Тектоника

Тектоника – это результат познания и пластического выражения в структуре и форме изделия свойств материалов в конструкции и порядке их работы.

Для дизайнера важно не только зафиксировать факт влияния материала и конструкции на дизайн-форму изделия, но еще и понимать, как при работе над этой формой можно выразить работу материала и конструкции. Способность дизайнера пластически образно выразить в форме работу материала и конструкции, а также принцип технологического построения изделия связана с понятием тектоники изделия.

Тектоническое формообразование промышленных изделий и технических объектов представляет собой сложную задачу в связи с многообразием их типов, функций, конструкций, применяемых материалов. Дизайнеру приходится иметь дело с большими и маленькими изделиями, подвижными и неподвижными статичными и динамичными и т.п.

Дизайнер, работающий с промышленными изделиями, обычно имеет дело с четырьмя тектоническими системами. Это так называемые монолитные системы, т.е. системы, образованные на базе конструкций из одного определенного материала; решетчатые системы и системы типа оболочки, основанные на пространственных несущих конструкциях; и наконец, каркасные системы, образуемые как монолитными, так и сборными конструкциями из различных материалов (металл, пластмассы и др.).

Некоторые бытовые предметы, например инструмент и посуда, имеют целостный объем и, как правило, монолитную конструкцию, это сказывается на их форме. Она в максимальной степени пластична, поскольку используются преимущественно пластические, а не конструктивные свойства материала. Это позволяет образовывать форму, приспособленную к человеческой руке, и значительно варьировать ее в зависимости от эстетических требований.

В электроинструментах и других технически более сложных изделиях, имеющих нефункционирующие внутренние пространства, сразу же происходит усложнение конструкции и объемно-пространственной структуры, образовывается иная тектоническая структура. Вполне можно себе представить в этом случае сочетание какой-то монолитной формы (сверла, например) с оболочками, внутри которых находится основная конструкция электроинструмента (например, корпус электродрели, составленный из двух оболочек). Именно это обстоятельство и переводит форму данного изделия, с точки зрения тектоники, в другую систему, а именно в систему типа оболочки.

Объемно-пространственная структура таких объектов, как самолет, автомобиль, железнодорожный вагон или холодильник, имеющих функционирующее внутреннее пространство, образуется, как правило, на основе каркасной конструкции.

Кроме того, довольно распространенным является сочетание в одном изделии нескольких различных конструкций. В этом случае, очевидно, усложняется и затрудняется выбор и последовательная реализация в пластике внешней формы изделия ведущей тектонической системы.

Далее попытаемся на конкретных примерах выяснить специфику подхода к тектонике промышленных изделий.

Свойства материала, специально отобранные и связанные с определенным конструктивным решением, а также с необходимой для этого технологией изготовления, позволяют создавать различные, иногда резко контрастные решения (несмотря на один и тот же используемый материал) [2].

На рис. 7.1 показаны два изделия: фужер из тонкого стекла и массивный стакан.

Рис.7.1. Тектоничность форм изделий из стекла (контрастные решения)

В первом случае (рис.7.1, а) дизайнер, используя прозрачность стекла, а также подчеркивая его прозрачность, создает легкую форму, где материал работает на пределе. Тончайшие стенки конусообразного объема, тонкая перемычка в месте перехода к опоре создают тектонически убедительный образ легкого, прозрачного изделия, форма которого как бы растворяется в воздухе. Несмотря на кажущуюся хрупкость, стекло в данной форме работает в соответствии со своими прочностными свойствами и художественным замыслом.

В другом случае (рис.7.1, б) при том же материале дизайнер подчеркивает его тяжесть. Монолитная форма массивного стакана проста и устойчива. Стенки к основанию утолщаются и в усиленном монолите дна создается эффект особого преломления и игры света. Материал как бы конденсирует свет. Здесь акцентируется совсем другие свойства стекла. Тектоничность же этого изделия не менее выразительна.

Рассмотрим тектоники более сложного изделия в виде трех вариантов конструкций стула (рис.7.2) [2].

Рис.7.2. Тектоничность формы стула

Они выполнены во всех случаях из тонкой металлической трубы, но ее свойства и несущая способность в каждом случае выражены различно. В первом случае (рис.7.2, а) четыре поставленные строго вертикально стойки из тонкой трубки создают ощущение легкости конструкции опорной части стула. В то же время она прочна, проста и надежно устойчива. Во втором варианте (рис.7.2, б) три опорные стойки из тонкой трубы слегка раздвинуты и изогнуты, за счет чего создается ощущение некоторой подвижности, рессорности. И, наконец, в третьем варианте гибкие свойства тонкой металлической трубы выражены еще более решительно (рис.7.2, в). Конструктивная основа консольного типа выполнена из непрерывного стержня трубчатого сечения. Каждый участок изогнутой трубы является элементом несущей конструкции стула: спинки, подлокотников, сиденья и т.д. Рессорные свойства этой системы проявлены активно в конструкции стула и сознательно заложены в тектонический смысл получаемой формы.

В качестве наглядного примера из области машиностроения рассмотрим особенности тектоники двух видов башенных кранов (рис.7.3).

Рис.7.3. Тектоническая пространственная система башенного крана

Несмотря на ряд сходных параметров (вылет стрелы, грузоподъемность, высота крана, взаиморасположение стрелы, противовеса, кабины, опорной части конструкции), тектоническая трактовка этих двух решений различна. Она построена на выборе различного по профилю основного конструктивного материала. В первом случае (рис.7.3, а) доминирует тема металлической трубы и элементов круглого сечения из металла. Мощный, круглый опорный ствол как бы собирает все усилия, чтобы потом передать их на четыре опорных разветвления. Стрела решена также из круглого элемента, но его сечение органично развивается, начиная от опорного узла к среднему звену и окончанию. Постепенное и закономерное изменение формы стрелы на каждом из перечисленных отрезков не нарушает целостности всего элемента. Все части конструктивной схемы крана зрительно взаимодействуют таким образом, что кажется, будто напряжения от нагрузки перетекают по всем элементам крана, и нарастают от периферии к главному стволу. Во втором случае (рис.7.3, б) исходным материалом выбрана сварная металлическая балка. Жесткие грани всех элементов этого решения создают совершенно другой, чем в первом случае, пластический мотив. Опорная часть стрелы и опорная конструкция всего крана пространственно более развиты. Сечения элементов непостоянны, а постепенно то убывают, то нарастают, чутко передавая состояние своего напряжения.

Все составляющие этого организма образуют целостную структуру, где зрительная уравновешенность элементов и их смысловая иерархия достигнуты не только грамотной конструктивной проработкой, но и художественными средствами. Например, объем, в котором заключен противовес с механизмами, образован с помощью наклонных плоскостей. Он как бы откинулся в сторону, противоположную стреле с грузом. Эта тема поддержана и в решении кабины крановщика.

При проектировании объектов промышленного производства часто встречаются формы со сложным структурным построением, взаиморасположением частей, сопряжениями, сочленениями, механическими перемещениями, техническими включениями и т.д. Для правильной и убедительной тектонической трактовки сложной конструктивной основы промышленного изделия (станка, технологического оборудования и др.) дизайнеру необходимо выяснить, как распределяются усилия в элементах, какие нагрузки приходятся на долю того или иного элемента. Тщательно изучив и глубоко проанализировав все внутренние и внешние взаимосвязи этого сложного конструктивного организма, дизайнер может обобщить, индивидуально и образно интерпретировать и художественно разработать свое предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: