1. Рынок: понятие и условия возникновения. экономический кругооборот
Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемых через куплю-продажу товаров и услуг во всех сферах хозяйственной жизни общества. Элементы рынка: спрос; предложение; цена; конкуренция. Рассмотрим условия возникновения рынка.
1. Общественное разделение труда и специализация. Это условие означает, что в любой современной экономической системе никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми экономическими ресурсами, всеми благами. Различные группы производителей занимаются различными видами хозяйственной деятельности. Это и есть специализация, определяемая принципом сравнительного преимущества.
2. Экономическая обособленность или хозяйственная автономия субъектов рынка. Это условие означает, что только сам производитель решает что производить, как производить и кому продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.
|
|
3. Свободный обмен ресурсов позволяет сформироваться свободным ценам, которые будут подсказывать производителям наиболее эффективные направления их деятельности.
Вывод: рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.
Рынок, как и всякая экономическая система, предполагает наличие субъектов и объектов.
К объектам рынка относят: 1) товары; 2) услуги; 3) факторы производства; 4) деньги; 5) капитал; 6) ценные бумаги; 7) социальные выплаты.
К субъектам рынка относят:
1. домохозяйства – это основные хозяйствующие единицы, функционирующие в потребительской сфере. Сюда относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли;
2. фирмы – это структурные единицы, использующие факторы производства для производства товаров и услуг и продажи их другим рыночным субъектам с целью получения прибыли;
3. государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и экономическую власть для осуществления регулирования и контроля над рынком и поведением его субъектов;
4. заграница – это совокупность иностранных рыночных субъектов, функционирующих на национальном рынке данной страны.
Все рыночные субъекты находятся во взаимодействие по средствам потоков доходов и расходов, образуя экономический кругооборот (рис. 2).
Рис. 2. Экономический кругооборот в экономической системе
Схема кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений.
|
|
Модель показывает, что экономическая деятельность осуществляется по кругу. Внешний круг стрелок описывает потоки благ и ресурсов в натуральном выражении. Внутренний круг описывает эквивалентные денежные потоки. Натуральный и денежный потоки движутся в противоположных направлениях, так как, отчуждая натуральное благо, рыночный субъект получает взамен определенную эквивалентную сумму денег, и наоборот.
Из модели видно, каким образом рынок регулирует натурально-стоимостные потоки. Домохозяйства и фирмы встречаются дважды – на рынке ресурсов и рынке продуктов.
Рынок продуктов при посредстве своеобразного стоимостного «опроса» домохозяйств подскажет фирмам, что должно быть произведено, какого качества и в каких объемах.
Результат встречи субъектов на рынке ресурсов определяется тем, как производятся товары, какие средства и в каких пропорциях для этого необходимы. Рынок ресурсов определяет величину дохода домохозяйств от реализации принадлежащим им факторов производства, это дает ответ на вопрос о том, кому достанутся произведенные товары и услуги.
Модель круговых потоков иллюстрирует, как рыночное взаимодействие экономических субъектов приводит к решению трех фундаментальных вопросов любой экономической системы.
2. Функции рынка
Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
1. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена.
Рыночная цена представляет собой своего рода итог сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат и полезности обмениваемых благ.
2. Информационная функция. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
3. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
4. Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный варианты купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
5. Санирующая функция. Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, способствует развитию более предприимчивых и активных. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
|
|
Показателем состояния экономики является рыночная конъюнктура, т.е. ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени. О конъюнктуре позволяют судить следующие показатели: динамика производства и строительства, величина товарных запасов, движение цен, процента, курса ценных бумаг, изменение в уровне прибыли, зарплаты и издержек производства, соотношение между численностью занятых и безработных.