Спрос и его факторы. Функция спроса

Спрос(D) – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя на определенный товар. Рыночный спрос – это спрос группы потребителей на определенный товар, равный сумме спросов индивидуальных потребителей на этот товар. Совокупный спрос – это спрос всех потребителей на все созданные в обществе блага.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость спроса от цены называется функцией спроса: QD = f (P), где QD – объем спроса. Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:

 
 


Рис. 3. Кривая спроса

Кривая спроса (рис. 3) показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Закон спроса – это закон обратной зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность (эффект дохода), делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара (эффект замещения).

Исключения из закона спроса составляют:

· парадокс Гиффена;

· ассиметричная информация;

· эффект Веблена (престижное потребление);

· эффект ожидаемой инфляции.

Действие ценовых факторов (цены) приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В по функции спроса приводит к уменьшению величины спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). К неценовым факторам спроса относятся:

· цены на другие товары (субституты и комплименты);

· доходы потребителей;

· вкусы, потребительские предпочтения;

· ожидания;

· количество покупателей;

· прочие факторы.

Товары-субституты – это взаимозаменяемые товары. Между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Товары- комплименты – это сопутствующие товары. Между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Параметры спроса (запретительная цена, масса насыщения, выручка, эластичность) используют для принятия правильных экономических решений на практике.

Взаимосвязь Р и Q можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) –это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: