Спрос(D) – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.
Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя на определенный товар. Рыночный спрос – это спрос группы потребителей на определенный товар, равный сумме спросов индивидуальных потребителей на этот товар. Совокупный спрос – это спрос всех потребителей на все созданные в обществе блага.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость спроса от цены называется функцией спроса: QD = f (P), где QD – объем спроса. Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:
Рис. 3. Кривая спроса
Кривая спроса (рис. 3) показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Закон спроса – это закон обратной зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность (эффект дохода), делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара (эффект замещения).
Исключения из закона спроса составляют:
· парадокс Гиффена;
· ассиметричная информация;
· эффект Веблена (престижное потребление);
· эффект ожидаемой инфляции.
Действие ценовых факторов (цены) приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В по функции спроса приводит к уменьшению величины спроса.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). К неценовым факторам спроса относятся:
· цены на другие товары (субституты и комплименты);
· доходы потребителей;
· вкусы, потребительские предпочтения;
· ожидания;
· количество покупателей;
· прочие факторы.
Товары-субституты – это взаимозаменяемые товары. Между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Товары- комплименты – это сопутствующие товары. Между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Параметры спроса (запретительная цена, масса насыщения, выручка, эластичность) используют для принятия правильных экономических решений на практике.
Взаимосвязь Р и Q можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) –это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.