Г. — объединение Германии. Дало толчок усилению инфляционных процессов в объединенной стране и последующему росту процентных ставок. В результате нарушился баланс сил между немецкой маркой и остальными валютами, входящими в европейскую валютную систему (ЕВС).
Планируемые даты для введения евро
Остальные члены ЕС - Дания, Швеция и Великобритания, Чехия, Румыния, Венгрия, Латвия, Литва, Болгария, Польша - сохраняют свои национальные валюты.
В декабре 2006 года в наличном обращении было 610 млрд евро, что делало эту валюту обладателем самой высокой суммарной стоимости наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этому показателю доллар США.
Недавно к зоне Евро присоединились Словения, Кипр и Мальта, Словакия и Эстония. Таким образом, в настоящее время в зону Евро входят 17 стран Европейского Союза. В 2007г. к ней присоединилась Словения. Кипр и Мальта, присоединившихся к ЕС в 2004г., вошли в зону евро - с 1 января 2008г. Словакия, ввела евро в 2009г. Эстония в 2011 г.
|
|
Каждая страна зоны евро печатает для себя свои купюры и ставит перед серийным номером свою букву: Австрия — N, Бельгия — Z, Германия — Х, Греция — Y, Ирландия — T, Испания — V, Италия — S, Кипр — G, Люксембург — R, Мальта — F, Нидерланды — P, Португалия — M, Словакия — E, Словения — H, Финляндия — L, Франция — U, Эстония — D.
Болгария | болгарский лев | 1 января 2015[14] или позднее |
Великобритания | Фунт стерлингов | не планируется |
Венгрия | Венгерский форинт | не планируется в ближайшее время |
Дания | Датская крона | не планируется в ближайшее время |
Латвия | Латвийский лат | 1 января 2014[15] или позднее |
Литва | Литовский лит | 1 января 2014 или позднее[16] |
Польша | Польский злотый | Не раньше 2015 года[17]. |
Румыния | Румынский лей | 1 января 2015[18] |
Чехия | Чешская крона | не планируется в ближайшее время[19] |
Швеция | Шведская крона | не планируется в ближайшее время |
Сентябрь 1985 г. — соглашение в отеле "Плаза" в Нью-Йорке семью ведущими индустриальными странами. Главное решение — понижение курса доллара посредством управляемой игры центральными банками "семерки" на валютном рынке Данное соглашение фактически означало прекращение режима свободно плавания обменных курсов и его замену на систему регулируемых плавающих курсов.
19 октября 1987 г. — "черный понедельник" — крах на Нью-Йоркской фондовой бирже. Среднее значение Доу-Джонса упало на 508 пунктов, или на 22% своей величины, что близко к показателю биржевого краха 1929 г. Фондовый кризис сопровождался одновременным падением доллара, облигаций и акций. Этот крах ознаменовал переход экономического и финансового могущества от США к Японии.
|
|
25 апреля 1995 г. — встреча министров финансов "большой семерки" (США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Япония) в Вашингтоне. Выработано единое мнение относительно валютной политики. Принято решение о совместных интервенциях в помощь доллару с целью удержать его стремительное падение.
1. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц в отношении режима валютного курса в своей стране. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982—1994 гг. уменьшилось с 38 до 20. В 1982 г. лишь 8 стран поддерживали независимое (свободное) плавание курсов своих валют, в 1994 г. их уже было 52. Однако, страны объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, то есть вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое «грязное» плавание.
2. Другим противоречием является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:
- со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
- евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций. 2/3 эмитированных ФРС 100-долларовых купюр обращается за рубежом.
3. Глобальные риски, проявившиеся в условиях кризиса 2008 года, поставили под сомнение приемлемость концептуальной основы Ямайской валютной системы, которая ориентировалась в основном на рекомендации монетаризма и либерализацию.
Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.
4. Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской валютной системы и его реальным использованием как международного резервного средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции золота в новой мировой валютной системе.
Gold reserves, tonnes, 1948-2008, major official gold holders | ||||||||
Source: WGC calculations based on IMF data and national sources | ||||||||
(See notes below) | ||||||||
tonn | ||||||||
1948% | 1990% | 2008,00% | ||||||
World | 30 182,6 | 35 893,1 | 35 836,3 | 35 582,1 | 29 726,6 | |||
All countries | 28 878,7 | 33 695,4 | 29 721,0 | 29 213,4 | 26 384,6 | |||
United States | 21 682,4 | 75,1% | 15 821,9 | 8 221,2 | 8 146,2 | 27,9% | 8133,5 | 30,83% |
Germany | 0,0 | 0,0% | 2 640,4 | 2 960,5 | 2 960,5 | 10,1% | 3 412,6 | 12,93% |
France | 487,1 | 1,7% | 1 458,4 | 2 545,8 | 2 545,8 | 8,7% | 2 492,1 | 9,45% |
Italy | 85,3 | 0,3% | 1 958,0 | 2 073,7 | 2 073,7 | 7,1% | 2 451,8 | 9,29% |
Switzerland | 1 232,6 | 4,3% | 1 941,8 | 2 590,3 | 2 590,3 | 8,9% | 1 040,1 | 3,94% |
Japan | 2,7 | 0,0% | 219,6 | 753,6 | 753,6 | 2,6% | 765,2 | 2,90% |
Netherlands | 162,5 | 0,6% | 1 289,7 | 1 366,7 | 1 366,7 | 4,7% | 612,5 | 2,32% |
China | … | … | 398,1 | 395,0 | 1,4% | 600,0 | 2,27% | |
Russia | … | … | … | … | 519,6 | 1,97% | ||
Taiwan | … | 36,4 | 97,8 | 421,0 | 1,4% | 423,6 | 1,61% | |
Portugal | 209,6 | 0,7% | 488,6 | 689,6 | 492,4 | 1,7% | 382,5 | 1,45% |
India | 227,5 | 0,8% | 219,8 | 267,3 | 332,6 | 1,1% | 357,7 | 1,36% |
Venezuela | 287,1 | 1,0% | 356,4 | 356,4 | 356,4 | 1,2% | 356,4 | 1,35% |
United Kingdom | 1 431,6 | 5,0% | 2 489,1 | 585,9 | 589,1 | 2,0% | 310,3 | 1,18% |
Lebanon | 1,5 | 0,0% | 105,9 | 286,8 | 286,8 | 1,0% | 286,8 | 1,09% |
Spain | 98,6 | 0,3% | 158,2 | 454,3 | 485,6 | 1,7% | 281,6 | 1,07% |
Austria | 4,6 | 0,0% | 260,5 | 656,6 | 634,3 | 2,2% | 280,0 | 1,06% |
Belgium | 554,3 | 1,9% | 1 040,1 | 1 063,1 | 940,3 | 3,2% | 227,5 | 0,86% |
Gabon | 0,0% | 0,4 | 0,0% | 173,6 | 0,66% | |||
Philippines | 0,9 | 0,0% | 13,3 | 59,7 | 89,8 | 0,3% | 153,9 | 0,58% |
Libya | … | ###### | 0,0 | 95,7 | 112,0 | 0,4% | 143,8 | 0,55% |
Saudi Arabia | … | ###### | 16,0 | 142,0 | 143,0 | 0,5% | 143,0 | 0,54% |
Sweden | 72,0 | 0,2% | 151,1 | 188,8 | 188,8 | 0,6% | 137,0 | 0,52% |
Singapore | … | ###### | … | … | … | #ЗНАЧ! | 127,4 | 0,48% |
South Africa | 162,7 | 0,6% | 158,3 | 377,9 | 127,2 | 0,4% | 124,7 | 0,47% |
Turkey | 144,0 | 0,5% | 111,1 | 117,2 | 127,4 | 0,4% | 116,1 | 0,44% |
Greece | 5,3 | 0,0% | 67,7 | 119,3 | 105,8 | 0,4% | 112,5 | 0,43% |
Romania | … | ###### | … | 115,5 | 68,7 | 0,2% | 103,7 | 0,39% |
Poland | … | ###### | … | 23,6 | 14,7 | 0,1% | 102,9 | 0,39% |
Thailand | 68,4 | 0,2% | 92,7 | 77,4 | 77,0 | 0,3% | 84,0 | 0,32% |
Australia | … | ###### | 131,3 | 246,7 | 246,7 | 0,8% | 79,8 | 0,30% |
Kuwait | 0,0 | 0,0% | 0,0 | 79,0 | 79,0 | 0,3% | 79,0 | 0,30% |
Egypt | 48,0 | 0,2% | 154,6 | 75,6 | 75,6 | 0,3% | 75,6 | 0,29% |
Indonesia | 158,2 | 0,5% | 51,5 | 74,5 | 96,8 | 0,3% | 73,1 | 0,28% |
Kazakhstan | … | ###### | … | … | … | #ЗНАЧ! | 71,9 | 0,27% |
Denmark | 28,4 | 0,1% | 94,7 | 50,7 | 51,3 | 0,2% | 66,5 | 0,25% |
Pakistan | 12,1 | 0,0% | 47,1 | 56,6 | 60,6 | 0,2% | 65,4 | 0,25% |
Argentina | 127,1 | 0,4% | 91,9 | 136,0 | 131,7 | 0,5% | 54,7 | 0,21% |
Finland | 5,3 | 0,0% | 36,5 | 30,7 | 62,3 | 0,2% | 49,1 | 0,19% |
Bulgaria | … | ###### | … | … | … | #ЗНАЧ! | 39,9 | 0,15% |
|
|
Источник www.gold.org
5. за стандартом СДР скрывается по существу долларовый стандарт и тенденция к введению наднациональной валюты в электронной форме.
Обращает на себя внимание определенная историческая преемственность обсуждаемых ныне предложений о реформе Ямайской валютной системы. В их числе:
- сохранение моновалютной системы на основе доллара;
- формирование двухвалютной системы на основе доллара и евро;
- создание многовалютной системы на основе наиболее используемых в мировой экономике валют;
- введение системы, основанной на региональных валютах;
- расширение использования СДР как единой мировой резервной валюты;
- возвращение к золотому стандарту;
Идеи о введении единой региональной валюты высказываются и многими интеграционными союзами,
В торгово-экономическом объединении (США – Канада – Мексика) обсуждалась возможность создать североамериканскую валютную единицу – амеро – которая бы считалась «универсальным долларом суверенных государств», и использовалась бы странами и неамериканского континента. Этот проект был направлен на укрепление международных позиций доллара.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе экономическое объединение АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея), где традиционно доминировала Япония и ее валюта, разра-батывается проект азиатской валютной единицы – АКЮ.
В 2010 году Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, решили на неопределенное время отложить обсуждение вопроса о введении единой валюты (халиджи), из-за финансового кризиса 2008 года. Ранее планировалось ввести валюту в 2013 году. Однако незначительная внутрирегиональная торговля этих стран (около 7%) по сравнению с зоной евро (50%) затрудняет формирование их валютного союза
|
|
Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила 52,6% в 2008 г. Однако, российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В расчетах между странами ЕврАзЭС без участия России использование российского рубля значительно меньше (максимум 32,5% между Белоруссией и Казахстаном) и преобладают доллар и евро (например, доля доллара составляла примерно 99% в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).
Судьба золота в мировой валютной системе.
Вопреки утверждениям о «снижении резервной роли золота» и полном отказе стран от этого резервного актива, официальные золотые запасы составляют около 31-33 тыс. т (где-то 52 млрд. $), частная тезаврация золота, по оценке, превышает 25 тыс. т
Для оценки перспектив золота в реформируемой мировой валютной системе необходимо принимать во внимание ныне действующее «Вашингтонское соглашение о золоте», подписанное в конце 1990-х гг. и пересматриваемое каждые 5 лет. В нем констатируется роль золота как важного компонента международных резервов стран и регламентируются рыночные продажи золота центральными банками, в том числе Европейским центральным банком. Банк международных расчетов осуществляет контроль за соблюдением Соглашения. На данный момент сторонами соглашения являются 17 центральных банков, включая Европейский центральный банк, ЦБ Англии, Швейцарии и других европейских стран. Продажи ограничиваются 400 тоннами в год, а всего за пять лет, в течение которых действительно Соглашение, соответственно, можно продать до 2000 тонн металла из резервов. Цель Соглашения - снизить поступательное падение цены золота и не позволить металлу стать еще менее привлекательным активом для центральных банков. Второе Вашингтонское соглашение было заключено в марте 2004 года, вступило в силу в сентябре того же года и действует до конца сентября 2009 года. Оно устанавливает верхний предел продаж золота на уровне 500 тонн в год.
МФВ оказался не в силах воздействовать на экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США. Основными его заемщиками стали страны с переходной экономикой. МВФ ориентируется на монетаристские рекомендации осуществления шокового перехода к рыночной экономике. Стабилизационные программы МВФ были основаны на требованиях к странам-заемщикам в духе неолиберализма. В их числе:
· ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности,
· усилить открытость национальной экономики,
· ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс,
· отменить валютные ограничения,
· ослабить государственный контроль.
Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.
МВФ не справился с задачей раннего предвидения кризисных потрясений.
Учитывая критику в адрес МВФ, в антикризисной программе, принятой на Саммите G-20 в Лондоне в 2009 г., большое внимание уделено мерам по повышению его роли. В их числе:
утроение капитала МВФ (до 750 млрд дол. за счет стран-членов) и предоставление Фонду средств в рамках нового соглашения о займах с «Группой 10» в сумме 100 млрд дол.;
дополнительный выпуск СДР и их размещение среди акционеров Фонда (250 млрд дол., в том числе 100 млрд дол. среди стран с развивающимися рынками);