Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции

Общие черты несовершенной конкуренции и последствия

несовершенная конкуренция – это конкуренция за объем продаж путем применения фирмами различных конкурентных стратегий.

Общие черты несовершенной конкуренции:

1. отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы(критерий несовершенной конкуренции);

2. наличие предела роста валового дохода;

3. ускоренное падение предельного дохода.

Последствия несовершенной конкуренции:

1. недопроизводство товаров;

2. завышение цен;

3. тенденция к получению экономической прибыли.

2. м онополистическая конкуренция

м онополистическая конкуренция характеризуется конкуренцией за объем продаж между обладающими рыночной властью продавцами и имеет место там, где: большое количество фирм-продавцов реализуют дифференцированный продукт при отсутствии барьеров проникновения в отрасль и независимости принятия решений.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».

1. Монополистические аспекты:

· убывающая кривая спроса;

· возможность влиять на цену.

2. Конкурентные аспекты:

· разделение рынка с множеством других мелких фирм;

· не зависит в действиях от других фирм;

· сговор с целью ограничения объема производства невозможен.

В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P).

Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены р и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.


Рис. 26. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.


Рис. 27. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Графически долгосрочное равновесие выглядит так: точка А – точка долгосрочного равновесия, где прибыль PR = 0. Кривая D – касательная к LAТC. Фирмы получают только нормальную прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: