Необходимость антимонопольного законодательства

Антимонопольная политика США и РФ

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов и, прежде всего, искажает механизм формирования равновесных рыночных цен. А поскольку такие цены служат главным ориентиром для всех участников экономической жизни, то возникает опасность дезориентации продавцов и покупателей.

Деятельность монополий приводит к нерациональному распределению ограниченных ресурсов и замедлению темпов роста благосостояния людей, поэтому защитить интересы покупателей необходимо созданием антимонопольного законодательства, устанавливающего определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Действия, запрещенные для фирм:

· изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита;

· навязывание невыгодных условий договора;

· создание препятствий доступу на рынок;

· нарушение установленного порядка ценообразования;

· установление монопольно высоких (низких) цен;

· необоснованное сокращение или прекращение производства товаров и др.).

Способы антимонопольного регулирования:

1. законодательные:

· ограничение контроля над рынком;

· контроль за слияниями;

· запреты соглашений о ценах;

· контроль за соглашениями об использовании продукции;

· запреты соглашений о разделе рынков;

· запреты на установление розничных цен;

· определение набора предоставляемых услуг;

· запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.

2. экономические меры:

· косвенное регулирование;

· прямое регулирование;

· налогообложение продукции;

· установление «потолков цен»;

· налогообложение сверхприбыли;

· установление предела нормы прибыли.

Антимонопольное законодательство США представлено следующими законами:

1. Закон Шермана (1890 г.) признает незаконным создание монополий или сговор, направленный на ограничение свободы торговли.

2. Закон Клейтона (1914 г.) противостоит любым действиям, направленным на ценовую дискриминацию, слияния и поглощения компаний горизонтального типа.

Ценовая дискриминация – продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям.

Горизонтальное слияние – это комбинация или интеграция двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Например, слияние двух издательств в один крупный концерн.

3. Закон федеральной торговой комиссии (1914 г.) и закон Уилера Ли (1938 г.) направлены на защиту потребителя:

· запрещение ложной рекламы;

· преследование нечестных методов конкуренции.

4. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) ограничивает вертикальное слияние фирм.

Вертикальное слияние – это слияние двух или более компаний, осуществляющих разные стадии одной технологической цепочки. Например, автомобильная компания приобретает сталелитейный завод для производства собственной стали для изготовления автомобилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: