Тема 6. Условия труда на производстве. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Список литературы

Студент должен

Порядок оформления и реализации материалов ревизии

знать:

- порядок оформления и реализации материалов ревизии работы страховых агентов;

уметь:

- оформлять материалы ревизии работы страховых агентов (составлять акт).

Порядок внутреннего контроля на примере СК «ВСК»

В Ярославском филиале ОАО «ВСК» внутренний контроль представляет собой вертикальную иерархию, в которой каждое низшее звено подчиняется высшему. Вся организационно – управленческая структура подразделяется на 4 дирекции: дирекция страхования предприятий, банковского страхования, ипотечного страхования, розничного страхования. Каждую дирекцию возглавляет свой руководитель – заместитель директора, по распоряжению директора каждый заместитель в конце каждой недели, месяца, квартала, года предоставляет отчет о проделано работе своей дирекции.

Для формирования общего отчета каждый менеджер и специалист в конце каждой рабочей недели составляет свой индивидуальный отчет о проделанной работе за неделю, месяц, квартал, год: о пролонгированных договорах, о количестве привлеченных клиентов, о количестве произведенных встреч, звонков и их результат. Эти отчеты сдаются руководителю дирекции. Руководитель на основе предоставленных отчетов делает выводы о целесообразности деятельности каждого менеджера и вносит свои коррективы и замечания в дальнейшую работу.

Проанализировав деятельность своей дирекции, руководитель каждой дирекции формирует общий отчет о работе его дирекции в начале каждой рабочей неделе, месяце, квартале, году и сдает на проверку директора филиала. Директор анализирует деятельность каждой дирекции, высказывает замечания и плюсы в работе каждой дирекции, затем формируется общий отчет для предоставления в головную компанию.

Головная компания, собрав отчет со всех филиалов формирует общий итог о деятельности компании за месяц, год, квартал и публикует в официальных источников.

Для каждой компании установлен лимит ответственности по каждому виду страхования. Договоры, которые превышают данные лимиты или не являются типовыми подлежат обязательному согласованию с головной компанией.

Контрольные вопросы:

1. Какие типичные ошибки совершаются в страховании при оформлении страховых договоров?

2. Какова структура контроля за деятельностью страховых агентов?

3. Какие документы оформляет страховой агент при получении страховых полисов?

4. Какие документы оформляет страховой агент при сдаче оформленных страховых полисов?


1. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие/под ред. Проф. М.В. Мельник. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 346 с. – (Высшее образование)

2. Бухгалтерский учет в страховых организациях: учеб. – практическое пособие. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. – 608 с.

3. Мерзликина Е.М. Контроль и ревизия: учебное пособие. – М.: Издательство РИОР, 2007 г.

4. Контроль и ревизия: Учебно - методичесий комплекс /Е. С. Федотова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 144 с.

5. Ревизия и контроль: учебник/ М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин/ Под ред. Проф. М.В. Мельник. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 640 с

6. Страхование: Учебник/ Под ред. Т.А. Федоровой. – 5 –е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.

7. ГК РФ СПС «Консультант»

8. https://www.finansistio.ru/finansy/finansovyj_kontrolj

9. https://www.eup.ru/Documents/2006-07-21/4062E-1.asp

10. 10.https://www.leasingworld.ru/audit/926-finansovyjj-kontrol-i-audit- sobljudenija.html

11. https://www.klubok.net/article1909.html


[1] «Контроль и ревизия» Е.М. Мерзликина стр.3-8

[2] https://www.finansistio.ru/finansy/finansovyj_kontrolj

[3] «Контроль и ревизия» Е.М. Мерзликина стр. 15

[4] https://www.finansistio.ru/finansy/finansovyj_kontrolj

[5]https://www.eup.ru/Documents/2006-07-21/4062E-1.asp

[6] Н.Д.Бровкина «Контроль и ревизия» стр.80-82

[7] https://www.leasingworld.ru/audit/926-finansovyjj-kontrol-i-audit-sobljudenija.html

[8] https://www.klubok.net/article1909.html

[9] «Контроль и ревизия» М.В.Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л.Звездин; стр.107-109

[10] ГК РФ СПС «Консультант»

[11]Т.А. Федорова. «Страхование» стр. 242

[12] «Контроль и ревизия» М.В.Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; стр. 113-117

[13] «Контроль и ревизия» Е. С. Федотова стр. 49-52

[14] «Контроль и ревизия» Н. Д. Бровкина стр. 205-206

[15] «Контроль и ревизия» Е. С. Федотова стр. 42-43

[16] Н.Л Вещунова «Бухгалтерский учет в страховых организациях»

[17] СПО «Консультант»

[18] Н.Д.Бровкина «Контроль и ревизия»стр.285-293

Рассматриваемые вопросы лекции:

1. Условия труда на производстве, требования к ним. Факторы, составляющие условия труда.

2. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условия труда. Льготы и доплаты за работу в особых условиях труда.

3. Гигиенические требования при работе с компьютером и другими средствами оргтехники.

1. Организация рабочих мест на предприятиях любой отрасли, в т.ч. в организациях торговли, требует особого внимания к условиям труда, которые определяются характером и тяжестью выполняемой работы, а также различными параметрами производственной среды (микроклиматом, освещением, уровнями шума и вибрации, уровнем электромагнитных полей).

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 19605.74).

Согласно ГОСТ 12.1.005-88 «рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающего в процессе трудовой деятельности».

Условия труда на производстве включают в себя следующие факторы:

1) санитарно-гигиенические - создание оптимальных метеорологических условий, уровней освещенности, шума и вибрации, электромагнитных полей, ионизирующих излучений и др., соответствующих требованиям ССБТ, СанПиН и СНиП;

2) психофизиологические - рациональное чередование режима труда и отдыха с целью снижения нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок;

3) эстетические - рациональные художественно-конструкторские решения при организации рабочих мест и производственного помещения;

4) социально-психологические - создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Для создания оптимальных условий труда на рабочем месте необходимо учитывать следующие требования:

- санитарно-гигиенические - постоянный контроль параметров микроклимата, уровней освещенности, шума, вибраций, электромагнитных излучений и др.;

- психофизиологические - введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации в процессе труда, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок; профессиональный отбор;

- эргономические - установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека в технологическом процессе;

- антропометрические - установление соответствия орудий труда размерам, форме и массе тела человека, силе и направлению движений;

- экономические - повышение технической вооруженности труда; наиболее полное использование оборудования и рациональная организация рабочего места; выбор оптимальной технологии, установление и уменьшение ненужных затрат рабочего времени;

- эстетические - определение соответствия эстетических потребностей человека художественно-конструкторским решениям рабочих мест, орудий труда и производственной среды;

- социальные - содействие нанимателей постоянному повышению профессиональной подготовки, творческой активности работников; создание дополнительных условий для эффективного труда женщин.

2. Аттестации рабочих мест по условиям труда - система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности.

Аттестация проводится не реже 1 раза в пять лет.

Для проведения аттестации нанимателями используются основные нормативные правовые документы:

1) «Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденная Министерством труда и социальной защиты;

2) «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный Советом Министров РБ;

3) Списки №1 и №2 Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда), утвержденные Советом Министров РБ и др.

Для проведения аттестации рабочих мест руководитель нанимателя приказом назначает комиссию в составе главных специалистов нанимателя (главные бухгалтер, экономист, инженер, механик, технолог и т.п.), представители отдела труда и заработной платы, отдела кадров, службы охраны труда, профкома, медицинских работников.

В обязанности аттестационной комиссии входит:

1) формирование необходимой нормативно-справочной базы и организация ее изучения;

2) составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации;

3) установление соответствия наименований профессий, должностей и характера фактически выполняемых работ Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и Квалификационному справочнику должностей руководителей и специалистов и служащих (КСД);

4) определение объема необходимых исследований опасных и вредных производственных факторов и организация их проведения;

5) подбор аккредитованной лаборатории для проведения исследований и инструментальных замеров уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и участие в проведении измерений. По результатам инструментальных измерений уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда - оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). Причем, вредные условия труда имеют четыре класса вредности − 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 (3.4 − наибольший класс вредности).

6) организация проведения фотографии рабочего дня (хронометражные наблюдения);

7) проведение количественной оценки условий труда в баллах, составление «Карты условий труда на рабочем месте»;

8) составление по результатам аттестации следующих документов:

- Перечень рабочих мест с особыми условиями труда по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда – вредные (класс вредности 3.4) и опасные (класс 4) условия труда.

- Перечень рабочих мест с вредными условиями труда по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда (классы вредности 3.2, 3.3);

- Перечень рабочих мест с вредными условиями труда (класс вредности 3.1);

- Перечень на доплаты за работу в опасных и вредных условиях труда;

- Перечень организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда.

По результатам аттестации работникам, профессия которых соответствует требованиям Списка №1 и Списка №2 устанавливаются следующие льготы: возможность досрочного выхода на пенсию по возрасту, дополнительный оплачиваемый отпуск от 7 до 28 календарных дней, доплаты к месячному заработку, бесплатное молоко и лечебно-профилактическое питание.

Аттестация рабочих мест по условиям труда подтверждает «вредный стаж». При наличии такого стажа по Списку №1 (у женщин - 7,5 лет, у мужчин - 10 лет) работники могут досрочно выходить на пенсию по возрасту на 10 лет раньше срока, по Списку №2 (у женщин - 10 лет, у мужчин - 12,5 лет) - на 5 лет раньше срока.

3. Гигиенические требования при работе с компьютером регламентируются СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, ЭВМ и организации работы». В них содержится 10 разделов с приложениями по безопасной эксплуатации компьютера на производстве.

Рассмотрим основные разделы СанПиНа.

1. Требования к помещениям при эксплуатации компьютера:

1) площадь на 1 рабочее место: оптимальная – 6 кв.м, минимальная – 4,5 кв.м при объёме воздуха не менее 20 куб.м;

2) наличие естественной и искусственной приточно-вытяжной вентиляции с 2-кратным воздухообменом (или кондиционирование);

3) условия метеорологического комфорта (для работы сидя);

- температура воздуха – +22–24°С;

- относительная влажность воздуха – 40–60%;

- скорость движения воздуха – 0,1 м/с;

- тепловое излучение – 350 Вт/кв.м;

4) оптимальная ионизация воздуха: отрицательные ионы n− – 3000–5000 единиц в 1 куб.см воздуха, положительные ионы n+ – 1500–3000 единиц в 1 куб.см воздуха;

5) производственное освещение:

- естественное с коэффициентом естественной освещенности 1,5% для условий точной работы;

- искусственное – 300–500 люкс.

2. Требования к рабочему месту:

1) наличие рабочего стола: с нерегулируемой поверхностью – 72,5 см от пола, с регулируемой поверхностью – 68–80 см от пола;

2) наличие подъёмно-поворотного кресла с подлокотниками;

3) расстояние от глаз пользователя до экрана монитора: оптимальное – 60–70 см, минимальное – 50 см;

4) минимальное безопасное расстояние от тыльной стороны одного монитора до экрана следующего (рабочие места расположены в ряд) – 2 м, между боковыми стенками мониторов (рабочие места расположены по периметру) – 1,2 м.

3. Требования к режиму труда и отдыха.

В зависимости от напряжённости работы (категории I –III) за компьютером в течение рабочего дня устанавливаются следующие регламентированные перерывы:

- для I категории напряжённости труда – через 2 часа после начала смены и через 2 часа поле обеда предоставляется два перерыва по 15 минут;

- для II категории напряжённости труда – через каждый час работы перерывы по 10 минут;

- для Ш категории напряжённости труда – через каждый час работы перерывы по 15 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: