Общие требования, предъявляемые к
СТАЛИ И СПЛАВЫ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ
Глава 1
Конструкционными называют стали и сплавы, применяемые для изготовления деталей машин, конструкций и сооружений. Это - один из наиболее широко используемых и отличающийся разнообразием свойств класс материалов.
Такие материалы должны обладать высокими эксплуатационными свойствами, хорошей технологичностью, экономичностью и быть недефицитными.
Для обеспечения надежных эксплуатационных свойств они должны обладать высокой конструкционной прочностью.
Конструкционная прочность (прочность материала в конструкции) - это комплекс свойств, обеспечивающий длительную и надежную работу изделия в конкретных условиях эксплуатации. Следовательно, конструкционная прочность определяется не только свойствами самого материала, но также и условиями его нагружения (статические, циклические или ударно-циклические нагрузки), температурной областью эксплуатации изделия, средой, в которой изделию предстоит работать (жидкой, газообразной, высокоагрессивной и т.п.).
В частности, при выборе конструкционных материалов для деталей аппаратов пищевого машиностроения, кроме общих требований, предъявляемых к механической прочности, технологичности, основными являются высокая коррозионная стойкость при длительном воздействии пищевых сред в условиях повышенных температур и давлений, а также моющих и дезинфицирующих средств. Еще одним обязательным требованием является необходимость учета токсичности материалов и продуктов их коррозии при контакте с пищевыми средами, и разрешение Минздрава РФ на их применение.
Конструкционная прочность объединяет такие понятия как прочность (сопротивление материала пластической деформации), надежность (сопротивление хрупкому разрушению) и долговечность (сопротивление материала постепенному разрушению, его способность обеспечить работу изделий в течение заданного времени).
В зависимости от конкретных условий эксплуатации изделий, в комплексе характеристик, входящих в понятие конструкционной прочности, превалируют те или иные сочетания свойств.
Так, например, если изделия работают в условиях высоких температур, то основные требования предъявляются к их жаропрочности и жаростойкости, а при эксплуатации их при низких температурах критичной является хладноломкость. При статических нагрузках критериями прочности служат пределы текучести s0,2 и временное сопротивление sВ.
Следовательно, при оценке конструкционной прочности необходимо применять те критерии, которые наиболее полно отражают прочностные свойства в условиях эксплуатации. Поэтому инженеру требуется хорошо освоить теоретические основы методов воздействия на прочностные и пластические свойства материалов, изложенные в предыдущих разделах.
Оценка надежности материала является важнейшим этапом проектирования, поскольку хрупкое разрушение изделий приводит к опасным аварийным последствиям. В качестве характеристик, определяющих надежность конструкционных материалов, служат показатели пластичности (d и y) и ударной вязкости КС. Но, к сожалению, эти показатели, измеренные на лабораторных образцах, достаточно правильно отражают поведение в эксплуатации изделий, изготовленных из материалов с невысокой прочностью. При использовании же более прочных и соответственно менее пластичных материалов, указанных характеристик для оценки конструкционной прочности оказывается недостаточно и требуется учитывать сопротивление хрупкому разрушению - хладноломкость и трещиностойкость материалов, а именно такие параметры, как Т50 (температуру, при которой излом образцов на 50 % является вязким) и параметр вязкости разрушения К1С. В отличие от параметра хладноломкости, параметр К1С может быть использован в расчетах конструкционной прочности изделий из высокопрочных материалов, так как он позволяет оценивать допустимые напряжения при известных размерах трещин, или, наоборот, допустимый размер трещин при данном уровне приложенных напряжений. Чем выше коэффициент К1С, тем надежнее материал в отношении сопротивления хрупкому разрушению.
Долговечность конструкций и изделий зависит от условий их эксплуатации и характеризуется такими параметрами, как сопротивление ползучести, усталости и износу.
Но следует отметить, что во многих случаях при оценке конструкционной прочности можно пока дать только общие рекомендации по выбору комплекса свойств. Надежно предсказать поведение металла в той или иной конструкции на основании лишь лабораторных испытаний механических свойств затруднительно. Поэтому оценку конструкционной прочности проводят на основании результатов натурных и стендовых испытаний. Это довольно дорогая операция, однако пока она является необходимой, особенно при проектировании ответственных деталей и конструкций.
В связи с возрастающими требованиями к снижению металлоемкости конструкций, растут и требования к повышению конструкционной прочности.
Для ее повышения используют металловедческие, технологические и конструкторские методы. Материаловедческие методы направлены на создание материалов с наиболее благоприятным сочетанием прочностных и пластических характеристик. Природа высокой прочности (высокого сопротивления движению дислокаций) была рассмотрена в гл. 3, Часть I. Для повышения прочности применяют легирование, не только повышающее прочность межатомных связей, но и меняющее фазовый состав. Сочетания высокой прочности с пластичностью добиваются совмещением методов пластической деформации с термической обработкой (методы ТМО).
Из числа технологических приемов, направленных на повышение конструкционной прочности, следует отметить металлургические способы повышения качества металла (снижение содержания вредных примесей, неметаллических включений и др.). Для этого используют различные современные методы электрошлаковый переплав (ЭШП), электронно-лучевой (ЭЛП), и вакуумно-дуговой (ВДП).
Для повышения износостойкости и усталостной долговечности используют различные методы упрочнения поверхности (поверхностный наклеп, осуществляемый обдувкой дробью, обкаткой роликами, ультразвуковую обработку, химико-термическую, лазерную термическую закалку и ионную имплантацию).
Если в конструкции нельзя избежать глубоких канавок и надрезов, то их подвергают локальной обработке, снижающей уровень напряжений, в частности лазерной.
В последние десятилетия все шире используют композиционные материалы, сочетающие легкую пластичную матрицу с жесткими армирующими волокнами или частицами.
Следует отметить, что из множества конструкционных материалов, стали, титановые и алюминиевые сплавы обеспечивают критерии надежности и долговечности изделий в довольно широком диапазоне требований и являются в некотором роде универсальными.
1.2. Конструкционные стали общего назначения
В зависимости от химического состава конструкционные стали общего назначения делятся на углеродистые, низколегированные (с содержанием легирующих элементов < 5 %), среднелегированные (от 5 до 10 %) и высоколегированные (более 10 % легирующих элементов). Как углеродистые, так и легированные стали разделяют на низкоуглеродистые (< 0,3 % С), среднеуглеродистые (0,3…0,7% С) и высокоуглеродистые (более 0,7 % С). В общем объеме производства конструкционных сталей углеродистые составляют более 80 %.
Рис. 1. Полосы прокаливаемости для сталей 12ХН3 (1) и 12Х2Н4А (2)
Несмотря на существенно меньшую долю производства легированных сталей, их роль в машиностроении весьма велика и определяется воздействием легирующих элементов на их свойства и структурные составляющие.
Сведения о влиянии легирующих элементов на конструкционную прочность необходимы инженеру для обоснованного выбора марок стали.
Большинство легирующих элементов (за исключением никеля) при их содержании > 1 % снижают ударную вязкость стали. Кроме прямого упрочняющего воздействия, такие элементы, как хром, молибден, никель и бор, повышают прокаливаемость, и поэтому часто проводят комплексное легирование (Cr + Mn), (Cr + Mo), (Cr + Ni) (рис. 1). При этом следует учитывать, что марганец способствует росту зерна и повышает порог хладноломкости. Поэтому легирование марганцем дополняют легированием титаном, бором, ванадием и другими элементами, измельчающими зерно. Для снижения порога хладноломкости используют никель и молибден, а молибден и вольфрам вводят так же и для уменьшения склонности стали к отпускной хрупкости. Кремний значительно повышает прочностные свойства, но одновременно повышает также порог хладноломкости, поэтому его содержание обычно не превышает 2 %.
Следует также учитывать, что такие легирующие элементы, как никель, молибден и вольфрам, являются не только дорогими, но и дефицитными. Поэтому их содержание, как правило, не превышает 1…5 % Ni; 0,8…1,2 % W и 0,2…0,4 % Мо. В высокопрочных конструкционных сталях, используемых в наиболее ответственных деталях и конструкциях, содержание таких элементов определяется их оптимальным воздействием на свойства.