Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития

Интуиция.

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.

Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.

Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.

Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность.

Ключевые понятия и слова: познание, гносеология, агностицизм, релятивизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, Истина, ложь, заблуждение, практика, наука. Эмпирический и теоретический уровни познания. Ощущение, восприятие, представление. Разум, рассудок. Интуиция.

Первый костер, зажженный человеком, по существу, положил начало техногенезу. Приобретя существенное дополнение к солнечной энергии, потребляемой в виде пищи, человек стал единственным в природе энергоконсументом со всеми втекающими из этого последствиями. Это расширило экологическое пространство человека до ниши первобытных охотников и рыболовов.

К этому же периоду относится и применение огня для выжигания лесов, сначала для целей загонной охоты, а затем и для подсечно-огневого земледелия. Изменение характера землепользования в эту эпоху называют неолитической (первой сельскохозяйственной) революцией. Неолитическая революция означала переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Она вызвала к жизни принципиально новый тип природопользования. Теперь человек стал производить ищу, преобразуя природные сообщества.

Переход к земледелию привел к созданию примитивных агроценозов. Оседлость, создание постоянных поселений, разделение труда привело к появлению устойчивой материальной культуры – цивилизации.

С экологической точки зрения возникновение цивилизации в значительной мере было случайным явлением, так как требовало совпадения ряда редких условий. Люди должны были найти, освоить и компактно заселить плодородные террасные долины сезонно-влажных субстропиков, где произрастали растния, пригодные для возделывания, и обирали животные, пригодные для одомашнивания, и где быстро исчерпывались ресурсы собирательства, примитивной охоты и рыбной ловли. Одновременно развивалось скотоводство и пастбищное хозяйство, а также кочевое скотоводство. Так как продукция скота по массе на порядок меньше его корма, то для получения хотя бы 1/10 продуктов питания в виде животной пищи человек вынужден был иметь биомассу скота, равную биомассе людей, а площадь пастбищ – не меньше площади пашни.

Описываемая здесь последовательность может рассматриваться как история переломных этапов экологической и экономической истории человечества и экологии тех природных пространств, которые все больше превращались в окружающую среду.

На рисунке 8.1 показана связь экологических кризисов и революций в истории цивилизации (Раймерс, 1992г.).

Потребление человеком продукции агроценозов исключало естественное восстановление биомассы растений и плодородия почвы. Во многих случаях это вело к деградации земель и смене земледельческих цивилизаций на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Распространение земледелия и скотоводства привело к росту численности и плотности населения. Так возникло взаимное стимулирование роста населения и роста экономики, который действует и сейчас и является дестабилизирующим звеном в системе «человек - природа».

На протяжении нескольких тысячелетий данный механизм не таил угрозы саморазрушения. Но, начиная с эпохи Великих географических открытий, эта взаимная стимуляция стала нарастать. Заселение европейцами Америки и Австралии, формирование колониальных империй завершило расширение глобального ареала человечества. Благодаря росту продуктивности земледелия и разделению труда, возникли условия для быстрого развития промышленности, торговли и концентрации людей в городах.

С открытием каменного угля наступила эпоха химической теплоэнергетики на невозобновляющихся энергоресурсах, давшая новый, более мощный стимул развитию промышленности, индустриальному обществу.С тех пор началось уничтожение природных ресурсов и загрязнение среды. Еще не закончилась эпоха химической теплоэнергетики, но уже надвинулась следующая – эпоха ядерной теплоэнергетики, грозящая еще более опасным загрязнением.

В XX веке окончательно сформировалась техногенная цивилизация, адаптированная ко всем типам сред и в колоссальном масштабе реализующая идеологию потребительского отношения к природе. Быстрый рост населения и мировой экономики, их взаимная эскалация образовали связи, который ведет к глобальному эколого-экономическому кризису.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: