Особенности планирования себестоимости.
В себестоимости перевозок высокий удельный вес занимают заработная плата, а также затраты на топливо, электрическую энергию, амортизацию, ремонт, что обусловлено спецификой транспорта, где преобладающая часть основных фондов находится в движении.
Основными показателями себестоимости перевозок являются: общая сумма расходов по основным видам затрат на вес объем перевозок по видам транспорта, экономия от снижения себестоимости, себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонна-миль).
Расчеты себестоимости ведутся по следующим статьям затрат: заработная плата, отчисления на социальное страхование, топливо, горючее и смазочные материалы, электроэнергия, материалы, амортизация, прочие расходы.
В отдельных отраслях транспорта в этот перечень дополнительно включаются следующие статьи:
· на морском и речном транспорте – расходы на текущий ремонт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;
· на воздушном транспорте – текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
|
|
· на автомобильном транспорте – текущий ремонт и техническое обслуживание;
· на трубопроводном транспорте – потери газа и нефти в газо- и нефтепроводах.
Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозочного процесса, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Основную часть доходов предприятия транспорта получают от перевозок грузов и пассажиров.
Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа за перевозку, договорных цен за перевозку. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние перевозки.
В зависимости от степени регулирования уровня тарифов их классифицируют на фиксированные, регулируемые, договорные и свободные.
q Фиксированные тарифы на железнодорожном транспорте централизованно устанавливает Министерство путей сообщения РФ по согласованию с государственными органами. Они являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса, используются при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом. Фиксированные тарифы могут устанавливаться едиными для территории России и едиными для территории региона, республики, края области, города.
q Регулируемые тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом системы налогового регулирования доходов предприятия. Они могут вводиться на период стабилизации цен.
q Договорные тарифы устанавливают организации транспорта по соглашению с заказчиками, исходя из необходимых затрат на перевозки (работы, услуги) и нормального уровня их рентабельности, регулируемого и утвержденного государственными органами (примерно 35% расходов).
|
|
q Свободные тарифы организации транспорта устанавливают самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг. Решение об их введении принимают государственные органы.
К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта
относятся:
· расстояние перевозки;
· размер единовременной отправки;
· транспортные характеристики грузов (классы грузов);
· специализации подвижного состава;
· территориальные условия выполнения перевозок.
Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.
Прибыль от основной деятельности транспорта включает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств, и прочих хозяйственных операции. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами транспорта.