Понятие и виды организаций
Организация (в менеджменте) – группа из 2 и более лиц, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Признаки:
- наличие общей цели
- наличие связей между ее участками
- наличие границ
Виды организаций:
1) по причине возникновения:
- естеств (по желанию ее участников)
- искусств. (по решению орг-ции более высокого порядка)
2) по юрид. Природе:
- формальные
- неформальные
3) по учету интересов участников:
- унитарные (интересы участников подчинены интересам орг-ции)
- плюралистические (цель – помощь участникам в реализации их интересов)
4) по характеру поведения:
- механические (на основе четко прописанного распределения по должностям)
- органические
Основные законы жизни орг-ции:
1) закон синергии
2) з использования противоположно направленных процессов (дифф и интеграция)
3) з композиции (цель орг-ции складывается из целей элементов)
4) з самосохранения – к выживанию
5) з информированности (кол-во порядка в организации пропорционально информации о состоянии дел)
|
|
6) з онтогенеза (на протяжении жизни орг-ция проходит несколько стадий своего цикла)
1 стадия – рождение организации: лидер-новатор, интегратор идей, стиль руководства – единоначалие. Главная проблема – выход на рынок. Главная цель – выживание
2 стадия – детство орг-циии: главная цель – извлечение прибыли, тип руководителя – фортунист, главная проблема – самовоспроизводство, стиль руководства – единоличное, совместное с единомышленниками.
2/3 фирм прекращают свою деятельность на данном этапе.
3 стадия – отрочество орг-ции: главная цель – ускоренный рост, тип лидера – консультант, главная проблема – удержание места на рынке, стиль руководства – передача полномочий помощникам.
4 стадия – ранняя зрелость: многосторонний рост, тип лидера – участвует в деятельности организации, но меньше, главная проблема – обеспечить координацию деятельности по разным направлениям, стиль руководства – децентрализовано обеспечить координацию усилий.
5 стадия – расцвет сил: главная цель – сбалансированный рост, тип руководителя – корпоративный деятель, главная проблема – экономичность (снижение себестоимости, оптимизация расходов), тип руководства – централизация (новый менеджер централизирует власть в своих руках)
6 стадия – полная зрелость: главная цель – укрепление собственного имиджа, участие в благотворительных акциях, тип лидера – гос деятель, тип руководства – децентрализация власти, совет директоров – коллегиальное руководство.
7 стадия – старость, старение, новых путей нет: главная цель – обслуживание, главная проблема – выживание, тип руководителя – руководство на традициях, бюрократия, необходимо решить, что будет дальше с компанией, если решение уйти – то смерть компании.
8 стадия – обновление: тип руководителя – новатор, главная проблема – омоложение руководства, тип руководства – состязательный (новый молодой должен показать, что он лучше старого)