Факторы, оказывающие влияние на профессиональное становление
Позитивные факторы:
1. Личностные особенности и желание развиваться.
2. Фактор самой профессиональной деятельности, которая заставляет развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
3. Способ вхождения в профессию.
4. Длительность пребывания в профессиональной деятельности, т.е., стаж.
Помимо позитивных, существуют и негативные факторы, осложняющие процесс профессионального становления педагога.
Прежде всего, к таким факторам относится наличие кризисов. Р.А.Ахмеров выделил некоторые из них:
1. Кризис нереализованности.
2. Кризис опустошенности.
3. Кризис бесперспективности.
В самых тяжелых случаях эти кризисы могут возникать в разных вариантах («опустошенность+бесперспективность», «нереализованность+опустошенность») и каждый человек переживает их по-своему. Но, если педагог подготовлен к ним, знает об их существовании, ему легче с ними справиться или помочь преодолеть другим.
|
|
Перейдем ко второй, внешней стороне профессионального роста педагога и так же рассмотрим факторы, влияющие на него. В самых общих чертах их можно разделить на три основные группы.
1. Индивидуальные особенности человека.
2. Потребности общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации.
3. Близлежащие возможности. К ним относятся те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе от членов семьи, возможность протекции, близкое нахождение образовательного учреждения от места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заведения, материальное положение и т.д.
В настоящее время в науке общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на составляющие нет. Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А.Климовым.
ОПТАНТ (или фаза оптанта).Этап выбора профессии.
АДЕПТ (или фаза адепта). Человек, осваивающий профессию в профессиональном учебном заведении (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.).
АДАПТАНТ (или фаза адаптации). Этап привыкания молодого специалиста к работе.
ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Этап самостоятельного профессионального выполнения функциональных обязанностей.
МАСТЕР (или фаза мастерства). Этап приобретения индивидуального, неповторимого стиля деятельности.
АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета. Этап приобретения известности в профессиональном круге за счет мастерства.
НАСТАВНИК (или фаза наставничества). Этап передачи накопленного опыта.
|
|
Если немного «укрупнить» представленные этапы, то они могут выглядеть так:
- Довузовский этап.
- Вузовский.
- Послевузовский.
Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления:
- формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
- профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
- мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
В.Г. Маралов в профессиональном становлении выделяет следующие этапы: самосознания (осознания себя как профессионала), самопознания (понимания, кто я есть, какими профессиональными качествами обладаю), самоутверждения (обнаружения и подтверждения своих профессиональных качеств), самосовершенствования (процесса сознательного управления развитием собственного профессионализма, качеств, способностей), самоактуализации (умения стать тем, кем способен стать).
Пути овладения профессией:1. Теоретический - изучение теории и методологии современной науки, овладение гуманитарными, мировоззренческими и профессиональными знаниями.2. Практический. Будущий учитель должен научиться: диагностировать уровень развития личности и анализировать воспитательную ситуацию, формулировать педагогическую задачу и проектировать адекватное ей взаимодействие; реализовывать педагогическое взаимодействие, чутко реагируя в ходе его на возникающие нюансы и умея перестроиться в соответствии с ними; анализировать результаты, умея выявить причинно-следственные связи.3. Исследовательский, который включает в себя: изучение теории, методологии и методики научного педагогического поиска, участие в научно-исследовательской работе студентов и в учебно-исследовательской работе: написание рефератов, докладов, рецензий, выполнение курсовых и дипломных работ.Основными путями овладения профессией учителя являются:
1. систематическое и глубокое изучение предмета, всех учебных дисциплин, накопление общекультурного багажа;
2. изучение наследия педагогов прошлого, новаторов современности;
3. практическая работа с обучающимися;
4. овладение умениями и навыками в различных смежных областях деятельности;
5. саморазвитие познавательных умений;
6. аутотренинг, саморегуляция психического состояния и др.