Компонентная структура библиографической деятельности
Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности, К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интерактивность, дифференцированность деятельности, системность.
Принципы функционирования библиографической деятельности
Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.
|
|
Анализ библиографической практической деятельности как системы осуществляется через выявление взаимосвязей основных ее элементов (всего 5): субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; объекта, на которое направлено действие субъекта; процессов как целесообразной активности субъекта, связанных с приложением материальных и духовных сил; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата как следствия достижения или не достижения цели.
Человек занимает центральное место в структуре библиографической системы: с одной стороны – как субъект библиографической деятельности, с другой – как носитель библиографической потребности. Субъект-библиограф выполняет интегративную роль в системе, так как все другие компоненты являются предметом, средством или результатом его направленной активности.
В условиях внедрения компьютерных технологий он становится информационным посредником, оказывая помощь потребителю в поиске с использованием всех информационных ресурсов. В электронной среде структура субъекта видоизменяется. В роли создания информационного материала выступают те, кто наполняет сеть содержанием, размещают её на серверах: автор, дизайнер, программист.
Посреднические функции выполняет чаще всего специалист в сфере информационной деятельности – библиограф, владеющий навыками информационного поиска. Особые функции выполняют другие посредники в библиографической системе – автор рекламной продукции и агент, продвигающие информационный продукт на рынке.
|
|
Понятие субъекта библиографической практической деятельности характеризуется достаточной сложностью. Общеизвестно, что субъектом деятельности является тот, кто ее осуществляет. Библиографическую деятельность осуществляет прежде всего библиограф, то есть специалист, обладающий профессиональными знаниями, умениями и навыками и занимающий определенное место в системе общественного разделения труда. Нередко библиограф определяется как профессия, содержанием которой является информация о произведениях печати, составление библиографических указателей, списков, картотек, а также обзоров, аннотаций и рефератов, выполнение библиографических справок. Специфику профессии можно выявить через перечисление операций, которые выполняет библиограф, но всегда есть опасность что-то упустить, поэтому важно выделить существенные моменты, отличающие данную профессию от других.
Библиограф представляет лишь один уровень субъекта. На следующем уровне в качестве практически действующего субъекта выделяются индивидуальный и коллективный субъекты. Когда речь идет о коллективе-субъекте, то имеется в виду прежде всего первичный трудовой коллектив, в рамках которого осуществляется совместная деятельность (например, библиографический отдел библиотеки). В качестве коллективных субъектов выступают также общественные институты (организации, учреждения), включенные в той или иной степени в библиографическую практическую деятельность; это библиотеки, книжные палаты, книжные магазины, службы научно-технической информации, редакции газет и журналов, центры радиовещания и телевидения, архивы, музеи.
Библиографическая практическая деятельность осуществляется не только на профессиональном уровне, но и непрофессионально – любым, кто временно выступает в этой роли. В качестве субъекта библиографической практической деятельности может выступать и ее потребитель. Он выполняет двоякую роль в деятельности: с одной стороны, он выступает в качестве ее объекта, т.е. на удовлетворение его потребности нацелена БД, а с другой стороны, он может выступать в качестве субъекта, может брать на себя инициативу в библиографических процессах, влиять на их осуществление.
Субъект библиографоведения – это и теоретизирующий субъект, целью деятельности которого является получение нового знания об изучаемом предмете. В отличие от практической сферы в этом качестве выступают библиографоведы, профессионально работающие в данной области.
Субъект в науке выступает также на индивидуальном и коллективном уровнях. В современных условиях образуются различные формы научных сообществ, главными из которых следует считать:
1) коллективы крупных научных библиотек и информационных центров; 2) коллективы кафедр библиографии высших учебных заведений; 3) межкафедральные объединения, включающие специалистов различных вузов (проблемные группы); 4) межбиблиотечные объединения; 5) научно-производственные объединения, включающие специалистов, относящихся к различным сферам библиографической деятельности -практической и научной.
В 90-е годы получила распространение система научных грантов, стимулирующая как индивидуальные, так и коллективные научные исследования.
Субъектную структуру учебно-познавательной деятельности образуют преподаватель и обучающийся, которые являются одинаково активными сторонами данного процесса. Здесь также могут выделяться индивидуальный и коллективный уровни, но первый занимает преимущественную позицию, поскольку обучение, даже если оно осуществляется в коллективе (группе), всегда окрашено чертами личности педагога и учащегося.
|
|
Однако библиограф–профессионал – главный субъект практической БД. Рассмотрим его в этом качестве более подробно.
Именно библиограф–профессионал создает источники БИ, доводит их до потребителей и организует использование. От уровня теоретической и практической подготовки библиографа, от его вооруженности передовыми методами работы зависят качество и эффективность БД.
Какими психологическими качествами должна обладать личность библиографа?
– способность быстро устанавливать самые различные связи между окружающей действительностью, людьми и документами;
– развитая профессиональная память, настроенность на целенаправленное запоминание библиографических сведений.
Эти общие качества дополняются специфическими требованиями, связанными с функциональной специализацией профессиональной библиографической деятельности.
Так, библиографу, осуществляющему библиографирование документов, необходимы спокойствие, усидчивость, сосредоточенность, развитое логическое (систематизирующее) мышление.
Библиографу, осуществляющему библиографическое обслуживание, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах (Шлюбский – Шмобский), упорство, настойчивость в достижении окончательного результата (позитивного или отрицательного) библиографического поиска.
Знания библиографа. Профессиональный тезаурус библиографа (совокупность необходимых ему знаний) состоит из двух основных частей: общенаучной и профессиональной.
Общенаучные знания библиографа складываются из следующих основных блоков:
|
|
– философско-методологические, политические, исторические здания.Особенно важны здесь знания законов диалектики, диалектической и формальной логики, современной внутренней и внешней политики, исторического прошлого человечества;
– психолого-педагогические знания, составляющие необходимую общенаучную основу, прежде всего, изучения, удовлетворения и формирования информационных потребностей, процессов общения библиографа с потребителями библиографической информации;
– профессионально ориентированные математические, семиотические, лингвистические знания, играющие важную роль в биографической работе с большими документными массивами и потоками, разноязычными знаковыми системами, алфавитами, лигатурами, разделительными знаками ит. д.
Профессиональные знания библиографа включают:
– теорию и историю библиографической деятельности, которые составляют фундаментальную основу профессиональной подготовки библиографа;
– практически-прикладные методические и технологические, источниковедческие, а также организационно-управленческие библиографические знания, базирующиеся на общенаучных и фундаментальных (теоретических и исторических) профессиональных знаниях и обеспечивающие их использование в практической библиографической деятельности.Этот блок составляет основное ядро «практически работающих» профессиональных знаний библиографа;
– профессионально значимые для библиографа знания из смежных отраслей науки и практической деятельности, прежде всего информатики и научно-информационной деятельности; книговедения и книжного (редакционно-издательского) дела и, в зависимости от ведомственной принадлежности библиографической службы, библиотековедения и библиотечного дела; библиополистики и книжной торговли; архивоведения и архивного дела и др.;
– фактографические знания, накапливающиеся у библиографа в ходе его практической деятельности в результате целенаправленного запоминания имен, дат, названий сериальных, многотомных, энциклопедических и других крупных изданий, названий журналов и газет, сведений о научных учреждениях, составе фондов, структуре и возможностях использования СБА различных библиотек и органов НТИ и т. п.;
– для библиографа-отраслевика – знаниепроблематики, перспектив развития, терминологии, литературы (основных трудов, периодических изданий), специальных источников библиографического поиска в обслуживаемой им отрасли знаний.
Профессиональные умения библиографа обеспечивают применение имеющихся у него знаний в его практической деятельности. Профессиональные умения обычно делятся на обязательные и желательные.
Обязательные подразделяются на общие (необходимые всем библиографам) идополнительные (в зависимости от специализации). Назовем важнейшие среди них.
а) Все библиографы, независимо от специализации, должны уметь:
– составлять библиографические записи и читать их (извлекать из них необходимую информацию);
– вести библиографический поиск, пользоваться справочными и библиографическими изданиями, карточными каталогами, картотеками и другими источниками поиска;
– составлять библиографические пособия (выявлять, отбирать, группировать, аннотировать документы);
– пользоваться автоматизированными документографическими ИПС (включая реализованные на базе ЭВМ) и современной множительной техникой;
– планировать, учитывать, анализировать работу своей библиографической службы.
б) Библиограф–составитель дополнительно должен уметь:
– пользоваться существующими классификациями, систематизировать и предметизировать документы;
– редактировать библиографические пособия;
– составлять проспект библиографического пособия.
в) Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:
– общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;
– принимать запросы, оформлять и выдавать библиографические справки;
– организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потребителей информации.
К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:
выступать публично, пропагандировать библиографические знания;
– разбираться в библиографических описаниях на языках народов бывшего СССР и иностранных, использующих латинский и кириллический алфавиты;
– вести научно-исследовательскую и научно-методическую работу;
– печатать на машинке и пользоваться персональными ЭВМ.
Навыки библиографа – это регулярно повторяемые в ходе профессиональных занятий действия, доведенные благодаря повторениям до автоматизма и не требующие специального контроля со стороны сознания. К ним относятся:
– навыки библиографического скорочтения, т. е. общего ознакомления с документом, осуществляемого в определенной последовательности с использованием стандартных приемов, и быстрого просмотра текста с целью поиска нужного фрагмента (цитаты, имени, библиографической записи и т. п.);
– навыки скорописания с помощью сокращения слов и словосочетаний, не искажающих смысл текста;
– навыки быстрой ориентации в справочных и библиографических изданиях, в СБА библиотеки;
– навыки стандартного (письменного или машинописного) фиксирования библиографических сведений, обеспечивающие в дальнейшем точное формирование библиографической записи без повторного обращения к документу.
Навыки, так же, как и умения, могут быть общими, свойственными всем библиографам, и дополнительными (специальными), адаптированными к особенностям профессиональных обязанностей, выполняемых библиографом в рамках его функциональной или отраслевой специализации.
Цели библиографической деятельности, устанавливаемые библиографом как субъектом библиографического процесса, чрезвычайно разнообразны, обусловлены самыми различными внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами. Цели библиографической деятельности имеют многоуровневую иерархическую структуру.
Наиболее общей конечной целью является содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. Эта цель дифференцируется (конкретизируется) в понятиях основных общественных функций библиографической информации, которые, представляя собой способы достижения конечной цели библиографической деятельности, в то же время осознаются библиографом как самостоятельные цели (найти, информировать, рекомендовать). В пределах этих целей выделяются еще более конкретные цели, связанные с различными участками и направлениями библиографической деятельности, и т. д. Эта декомпозиция целей, их субординация и координация практически беспредельны. Насколько сложны и разнообразны сама библиографическая деятельность и ее связи с окружающей действительностью, настолько сложны и разнообразны цели, которые ставят перед собой библиографы.
В частности, все компоненты библиографической деятельности, которые здесь рассматриваются, и все их внутренние подразделения также могут быть осознаны как цели.
Научное изучение целей библиографической деятельности как системы (их типология и структуризация) — важная задача теоретического библиографоведения, которой до сих пор не уделялось достаточного внимания.