Тема 8: МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
1Общая характеристика местного налогообложения. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский бюджет и местные бюджеты (областные, городские, районные, поселковые, сельские). Налоговые поступления, формирующие доходы местных бюджетов, можно разделить на три группы:
1) налоговые доходы в виде отчислений от республиканских налогов: таких как НДС, налог на прибыль;
2) налоговые доходы в виде республиканских налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами (зачисляемых в местные бюджеты): акцизов на вина и слабоалкогольные напитки, земельного налога, налога на недвижимость, подоходного налога с физических лиц, налога на игорный бизнес, налога при упрощенной системе налогообложения и др.;
3) налоговые доходы в виде местных налогов и сборов, вводимых местными Советами депутатов.
Налоговым кодексом РБ (раздел 6, главы 29-33) определено, что местные Советы депутатов в пределах предоставленных им полномочий могут вводить обязательные к уплате на соответствующих территориях следующие местные налоги и сборы: налог на услуги, сбор на развитие территорий, налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей. Решениями местных Советов депутатов утверждаются инструкции о порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
Местные налоги и сборы являются неотъемлемым звеном региональной экономической политики, хотя их значение в разных странах различно: в США местные налоги служат основным источником доходов местных бюджетов, во Франции все налоги централизованы, в России доля местных налогов невелика, но имеет тенденцию к росту.
В Республике Беларусь местные налоги и сборы являются важным дополнительным источником средств для решения многих социальных проблем регионов, а также помогают регулировать предпринимательскую деятельность.
Налог на услуги является косвенным налогом, включаемым в виде надбавки в цену реализуемых услуг с учетом НДС.
Плательщиками налога на услуги являются организации (кроме уплачивающих налог по упрощенной системе и единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции) и индивидуальные предприниматели (за исключением уплачивающих единый налог и налог по упрощенной системе налогообложения), осуществляющие на соответствующей территории операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения налога на услуги являются операции по оказанию услуг: рынков, ярмарок, выставок – продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; туристических услуг (кроме услуг по внутреннему и въездному туризму), косметических услуг.
Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги. Ставка налога на услуги установлена в размере 5%.
Сумма налога на услуги исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей в бюджет или государственные внебюджетные фонды. Налоговым (отчетным) периодом по налогу на услуги признается календарный квартал. Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога на услуги производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
3 Сбор на развитие территорий
Плательщиками сбора на развитие территорий (далее – сбор) являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога по упрощенной системе налогообложения и единого налога для организаций – производителей сельскохозяйственной продукции).
Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно – территориальных единиц. Налоговая база определяется:
- для плательщиков - организаций – как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с главой 14 НК и оставшаяся в их распоряжении после налогообложения;
- для плательщиков – индивидуальных предпринимателей – как сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов, пошлин, других обязательных платежей.
Местные Советы депутатов могут устанавливать ставку сбора в размерах, не превышающих ставку, указанную в Налоговом кодексе (глава 31) - не более 3%.
Налогооблагаемая база (НБ) для исчисления сбора (Срт) включает следующие составляющие:
1) прибыль, облагаемую налогом на прибыль (Пвал.), уменьшенную на сумму льготируемой прибыли (Пльг.), налога на прибыль (Нпр.);
2) финансовый результат от игорного бизнеса (ФРиг.), уменьшенный на сумму налога на доходы от игорного бизнеса (Нд.иг.);
3) финансовый результат от лотерейной деятельности (ФРлот.), уменьшенный на сумму налога на доходы от лотерейной деятельности.
НБ = Пвал. - Пльг.- Нпр. + ФРиг. - Нд.иг. + ФРлот. - Нд.лот.
Рассчитывается сбор как произведение налоговой базы и ставки сбора.
Решением местных Советов депутатов предоставляется льгота в виде освобождения от обложения сбором организаций, использующих труд инвалидов, в которых численность инвалидов превышает 50% от среднесписочной численности, бюджетных организаций, спортивных клубов и т.д.
Налоговым периодом сбора на развитие территорий признается календарный год.
Отчетным периодом сбора на развитие территорий признается календарный квартал.
Сумма сбора на развитие территорий исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата сбора на развитие территорий производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
При наличии у организаций - юридических лиц Республики Беларусь филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, исполнение налоговых обязательств этих организаций по сбору на развитие территорий производится такими обособленными подразделениями.
4 Налог за владение собаками
Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица (глава 30 НК)
Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.
Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.
Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке:
1. до 40 сантиметров - в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;
2. от 40 до 70 сантиметров - в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;
3. 70 и более сантиметров, а также если породы собак включены в перечень потенциально опасных пород собак, - в размере не более 1,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода.
Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.
Сумма налога за владение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. При исчислении суммы налога за владение собаками принимается размер базовой величины, установленный на 1-е число первого месяца налогового периода.
Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание). Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, производят прием сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.
Суммы налога за владение собаками не включаются индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
5 Курортный сбор
Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.
Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.
Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.
Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.
Сумма курортного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки курортного сбора. Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме.
Налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.
Суммы курортного сбора не включаются индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
6 Сбор с заготовителей
Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.
Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.
Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.
Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей.
Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Суммы сбора с заготовителей включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.