Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином, чем содержательные теории плане. Согласно процессуальным теориям поведение личности определяется не только наличием потребностей, но и другими факторами.
Одной из первых процессуальных теорий мотивации является ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ, связанная с именем Виктора Врума. По его мнению на поведение человека активное влияние оказывает не только наличие потребности, но и ожидаемая вероятность ее удовлетворения.
При анализе мотивации к труду теория ожиданий выделяет важность трех факторов:
1. ожидания в отношении затраты - результат (З - Р);
2. ожидания в отношении результатов - вознаграждение (Р - В);
3. ожидаемая ценность вознаграждения (В).
Если значение любого из этих трех факторов будет мало, то слабой будет мотивация и низки результаты труда.
Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теориЯ справедливости. Эта теория постулирует, что люди определяют отношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает, что коллеги получают за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает недовольство, выражающееся, как правило, в сокращении трудовой активности.
|
|
Главный практический вывод теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность своего труда. Отметим, однако, что оценки справедливости вознаграждения носят относительный и субъективный характер.
В некоторых организациях, для преодоления негативных последствий сравнения вознаграждений, пытались суммы, получаемые различными работниками, держать в тайне. Однако, это не только трудно сделать технически, но и имеет сказывается отрицательно на заинтересованности работников в повышении собственной квалификации. Наиболее целесообразной стратегией поведения администрации считатается постоянные беседы с персоналом, в ходе которых разъясняется различия в уровне оплаты различием квалификации и качеством выполнения заданий.
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. Их модель получила название модели Портера-Лоулера. Согласно этой теории достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий, в свою очередь зависит от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности. Более того, модель Портера-Лоулера детализирует связь между полученными результатами и вознаграждением.
Ниже приведена структурная схема модели Портера-Лоулера.