Методы и модели логистики запасов.
Использование математических моделей повышает требования к квалификации логистика, предполагает наличие соответствующего программного обеспечения, компьютерной поддержки и дорогостоящей исходной информации. Если эти условия невыполнимы, можно воспользоваться упрощёнными методами расчёта, выработанными практикой организаций и доказавшими удобство и эффективность использования в определённых ситуациях:
управление, ориентированное на максимальную величину запаса, расчёт управляющего параметра;
управление, ориентированное на точку заказа, расчёт управляющего праметра.
управление запасами с использованием ABC и XYZ классификацией.
Классическая модель оптимизанации запасов Уилсона (детерминированные условия закупок и потребления) была предложена в 1915 г. и до настоящего времени остаётся актуальной. По сути, она дала целое направление в исследовании операций и оптимизации запасов. Малое количество проблем описано в экономической литературе так подробно, как оптимизация объёмов заказа.
|
|
Модели оптимизации запасов в той или иной форме основываются на этом простейшем балансовом уравнении
где и – соответственно запас, объём поставки и объём отпуска продукта на t-ю дату; – запас на предыдущую дату.
Основой для построения вероятностных аналитических моделей управления запасами являются статистические модели при случайном спросе на товар. Эти модели имеют и самостоятельную область применения в управлении сезонными запасами, запасами запчастей и скоропортящихся продуктов.
Главная цель управления запасами – не допустить дефицита производства.
Основные понятия:
политика управления запасами – что закупать, когда, в каких объёмах, как осуществлять распределение между центрами;
уровень обслуживания – продолжительность исполнения заказа и норма насыщения спросом.
При наличии дефицита запасов существуют три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения из отрицательного влияния.:
1издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) – дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счёт имеющихся товарно-материальных запасов;
2издержки в связи с потерей сбыта – в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую организацию (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
3издержки в связи с потерей заказчика – в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с компанией).
|
|
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек компании в результате принятия альтернативного курса». Третий вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для организации очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.
Основные стратегии предполагают использование одновременно двух параметров. Эти стратегии отличаются тем, как осуществляется контроль за остатками и делается заказ новой партии – постоянно, с определённой периодичностью или по мере расходования продуктов. Периодические стратегии (TQ, ТЗmax) имеют существенный недостаток: независимо от уровня запаса на складе через определённый интервал времени должен делаться заказ. Стратегии точки заказа, неудобны, поскольку требуют вести постоянный контроль состояния запасов на складе, а при большом ассортименте это невыгодно предприятию.
l Логистика складирования
Вопросы:
1 Складирование как функциональный элемент логистической системы.
2 Классификация и функции складов.
3 Логистический процесс на складе.
4 Оценка эффективности склада как элемента логистической системы.