Сегментация рынка труда

Сегментация рынка труда – это разделение работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами.

Сегментами рынка труда являются первичные и вторичный рынки
труда.

Первичный рынок – для него характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п.

Вторичный рынок – характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологии и т.д.

Причины разделения рынка труда на сегменты:

§ различие в уровне экономической эффективности производства;

§ различие в уровне социальной эффективности труда;

§ различие в уровне социальной эффективности производства.

Сегментация рынка труда предусматривает внутренний рынок труда, характеризуемый, как система социально–трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами.

Внешний рынок труда – система социально–трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли.

Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков. Их набор может включать следующие разновидности:

§ демографические характеристики (включая пол, возраст, состав семьи);

§ географическое положение (регион, город, район);

§ социально–экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессия, уровень квалификации);

§ экономические показатели (финансовое состояние работодателей, форма собственности, обеспеченность наемных работников);

§ психофизические качества работников (темперамент, сила, личные качества).

Тема 3
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени.

В зарубежном курсе "Экономика труда" предложение и спрос на рынке труда изучают путем описания нескольких моделей взаимодействия продавцов и покупателей ресурсов труда в зависимости от степени конкуренции. Рассмотрим один из таких вариантов. Кривая спроса на рынке труда показывает, сколько работников могут выйти на рынок труда на каждом уровне ставки заработной платы при допущении, что заработная плата по другим профессиям остается постоянной. Эти кривые могут быть расположены на одном и том же графике, и дадут очень интересную информацию (рис.3).

Рис. 3 Спрос и предложение на рынке труда

Предположим, что рыночная заработная плата установилась на . При такой низкой заработной плате спрос будет высоким, но предложение низким. Следовательно, в таких условиях работодатели будет конкурировать на рынке за немногих работников, в результате чего возникает нехватка работников. Стремление фирм привлечь работников приведет к тому, что они предложат высокую заработную плату, тем самым подняв общий уровень предлагаемой заработной платы на рынке.

Если заработная плата поднимется до , предложение превысит спрос. Работодателям потребуется меньше работников, чем их присутствует на рынке, и не все желающие получат рабочее место, в результате чего образуется избыток работников. В скором времени работодатели начнут понимать, что могут заполнить рабочие места квалифицированными кандидатами, даже предложив низкую заработную плату. Далее, если они будут платить более низкую заработную плату, у них возникнет желание нанять большее число работников. Некоторые из работников согласятся на это, поскольку они просто нашли работу. Другие покинут рынок и будут искать работу в других местах. Таким образом, спрос и предложение приблизятся к равновесию, когда заработная плата пойдет вниз с уровня .

Когда заработная плата равна , работодатели могут заполнить все рабочие места, имеющиеся у них, а все работники, желающие получить работу, найдут ее. Рынок находится в равновесии, пока заработная плата остается на уровне .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: