Факторы и условия стратегического управления
В условиях ускорения инновационных процессов, динамичного развития внешней и внутренней среды и особенно возрастающей конкуренции предприятиям все реже удается реализовать свои производственные преимущества. Классические факторы успеха (как например, технологические процессы, система ценообразования) часто становятся в этой среде просто фикцией. В этой связи растет роль эффективного стратегического менеджмента и в первую очередь менеджмента персонала. В этой связи растет роль эффективного стратегического менеджмента и в первую очередь менеджмента персонала, в частности, планирования развития кадрового потенциала, его возможностей и перспектив.
Современные концепции управления в условиях конкуренции будут применяться на предприятиях Республики Беларусь только в будущем, но уже сегодня менеджер в работе с персоналом должен ставить перед собой следующие вопросы:
ü Какой вклад вносит управление людьми в результаты работы предприятия?
ü Как можно измерить вклад отдела по управлению персоналом в деятельности предприятия?
ü Как обеспечить в работе с персоналом ориентацию на клиента? Как сориентировать персонал на обслуживание клиента?
ü Как внедрить предпринимательский дух в деятельность кадровых служб?
Принципиальные идеи стратегического менеджмента персонала (СМП) были разработаны в 80-е годы. Они составили основу ряда практических концепций зарубежных стран.
Характеристика факторов стратегического управления персоналом выглядит следующим образом:
· Неопределённость и риски.
· Время как решающий фактор конкуренции
· Возрастающая фрагментация рынков.
· Качество сервиса как ядро успеха.
· Уменьшение преимущества размеров предприятия
· Гибкость через децентрализацию.
· Сокращение или исчезновение иерархических структур.
· Необходимость постоянной учебы
Миссия в широком смысле может пониматься как философия, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеривается осуществлять свою деятельность.
В узком смысле миссия – это сформулированное, достаточно детализированное утверждение относительно того, для чего существуют организация. Миссия включает в себя описание ориентиров, сфер деятельности, философии организации, возможностей и способов осуществления деятельности, а также желательного имиджа фирмы.
Значение формулировка миссия для деятельности компании:
1. Миссия даёт субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремиться, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова её философия.
2. Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа.
3. Миссия создаёт возможность для более действенного управления организацией.
Как считает М. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих 5 факторов:
1. История фирмы. У каждой организации есть история её целей, политики идостижений; организация не должна резко рвать со своим прошлым.
2. Существующий стиль поведения, предпочтения,способ действия собственников и управленческого персонала.
3. Рыночная среда.
4. Ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей.
5. Отличительные особенности, которыми обладает организация
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных.