Совокупный спрос (AD) - это тот объем продукции, на которую в стране предъявляется спрос на любом возможном уровне цен, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия, государство и сектор «заграница» готовы купить при любом возможном уровне цен (рис.2.1).
Чем ниже уровень цен, тем большую часть продукции захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, государство и зарубежные покупатели.
Рисунок 2.1. Совокупный спрос
Ценовые изменения совокупного спроса или движение по кривой АD:
1. Эффект богатства. Рост общего уровня цен обесценивает финансовые активы, приводит к падению реальной стоимости денег, к сокращению потребления.
2. Эффект процентной ставки. Уровень цен растет, становится меньше лишних денег, сокращаются инвестиции и потребительские расходы, уменьшается возможность кредитования, растет процентная ставка.
3. Эффект импортных закупок. Рост уровня цен приводит к увеличению покупок дешевых импортных товаров. На внешних рынках спрос на товары этой страны также сокращается.
|
|
Совокупный спрос можно представить в виде макроэкономического тождества (1.1):
АD = C + I + G + Nx (2.1)
Анализируя это тождество, можно определить факторы, изменяющие совокупный спрос или положение кривой АD. Если совокупный спрос увеличивается, то кривая АD сдвигается вправо, уменьшается – влево.
Детерминанты совокупного спроса:
1. Изменения в потребительских расходах: инфляционные ожидания, налоги, сезонные ожидания, уровень благосостояния и т.д.
2. Изменения в инвестициях: динамика процентной ставки, ожидаемые прибыли, налоги с предприятий, технологии и т.д.
3. Изменения в государственных расходах.
4. Изменения в расходах на чистый экспорт: национальный доход за рубежом, валютные курсы.