Их влияние на экономическое развитие

Дефицит бюджета. Внутренний и внешний долг.

Существует четыре способа решения проблемы бюджетного дефицита.

1. Сокращение расходов бюджета - наиболее рациональный способ.

2. Увеличение доходов бюджета. Это возможно за счет повышения налогов и их собираемости, приватизации и т.п.

3. Денежная эмиссия. Это наиболее легкий, но и самый порочный путь, приводит к росту инфляции.

4. Государственные займы. В них входят сам долг и начисленные по нему проценты.

Государственный долг – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг. Он выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.

Государственный внутренний долг – задолженность федерального правительства гражданам и организациям своей страны (резидентам).

Государственный внешний долг – задолженность федерального правительства страны гражданам и организациям других стран (нерезидентам).

Согласно традиционной точке зрения, проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:

· увеличивают неравенство в доходах;

· требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;

· вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;

· увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции;

· снижают международный авторитет страны, усиливают неуверенность населения в завтрашнем дне.

Согласно другой точке зрения, радикальной, бюджетный дефицит и государственный долг при разумных расходах могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д. Путь к финансовому здоровью нации – это стабильная, эффективная экономика и рациональная жизнь общества по средствам.

7.4 Налогово-бюджетная политика правительства:

ее цели и механизм осу­ществления

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Речь идет о регулировании экономики и помощью доходов и расходов. Такое направление использования финансовых средств называют фискальной или налогово-бюджетной политикой.

Фискальная политика – это совокупность мер по сознательному манипулированию налогами и государственными расходами с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.

Цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; стабилизация темпов экономического роста; достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, как изменится объем ВНП в результате изменения государственных расходов (см. тему 2). М = 1 / 1 – МРС = 1 / МРS

Налоги также влияют на объем ВНП через механизм налогового мультипликатора

М налогов = ΔY/ΔT = - MPC/ 1- MPC (7.1)

Но он оказывает значительно меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов.

Сокращение налогов на доходы населения, увеличение государственных трансфертов увеличивает совокупный спрос. Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей, увеличении субсидий бизнесу приводит к росту совокупного предложения. Следовательно, в долгосрочном периоде произойдет увеличение объема производства и снижение уровня цен. И наоборот.

Типы фискальной политики:

· Расширительная (экспансионисткая)- борьба с безработицей: рост государственных расходов, снижение налоговых ставок, увеличение бюджетного дефицита. Таким образом, увеличивается совокупный спрос, уменьшается безработица, но растет инфляция.

· Ограничительная (рестриктивная) - борьба с инфляцией: основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Таким образом, сокращается совокупный спрос, снижается инфляция, появляется безработица.

· Дискреционная (активная) – сознательное вмешательство в налоговую систему и изменение объема государственных расходов. Инструменты:

- Общественные работы.

- Изменение трансфертных платежей.

- Манипулирование налоговыми ставками.

Имеет следующие недостатки: наличие длительного временного интервала между принятием решений и их воздействием на экономику, необходимость часто вносить изменения в законы, высокие административные издержки.

· Автоматическая или а нтидискреционная – необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически, за счет встроенных стабилизаторов:

1. Пособие по безработице и другие социальные выплаты. Безработица увеличивается, налоговые поступления уменьшаются, расходы на пособие увеличиваются, растет бюджетный дефицит, совокупный спрос увеличивается.

2. Изменения в налоговых поступлениях: налоги на прибыль, прогрессивный подоходный налог.

3. Субсидии фермерам.

Ограничивает глубину и размах циклических колебаний, но полностью устранить их не может.

Разумное применение инструментов автоматической и дискреционной политики существенно влияет на динамику общественного производства, занятость, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы сущность и функции финансов?

2. В чем отличие финансовых отношений от кредитно-денежных?

3. Какова роль государственного бюджета в финансовой системе?

4. Какие составляющие образуют консолидированный бюджет российского государства?

5. Дайте определение понятий «бюджетный дефицит» и «профицит бюджета». Какова природа дефицита бюджета?

6. Перечислите функции налогов. Дайте характеристику каждой ставке налогов.

7. Какую экономическую зависимость выражает кривая Лаффера?

8. Каковы экономические последствия государственного долга, и каков механизм управления им?

9. Назовите цели и инструменты фискальной политики. Как осуществляется дискреционная и автоматическая фискальная политика?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: