Виды конкурентной борьбы
Сущность конкуренции, ее виды и типы. Методы конкурентной борьбы
ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Тема 7. МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ.
Основные термины и понятия
Периоды производства: краткосрочный, долгосрочный. Общий, средний, предельный продукт. Изокоста, изокванта, путь развития. Эффективность использования переменного фактора производства: производительность труда, капиталоотдача. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства (закон убывающей отдачи). Издержки: общие, постоянные, переменные, средние (переменные, постоянные, общие), предельные, явные (бухгалтерские), неявные, экономические. Доход: общий, средний, предельный. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль.
7.1 Сущность конкуренции, ее виды и формы. Методы конкурентной борьбы.
7.2 Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур.
7.3 Концентрация производства и организационные формы монополий. Рыночная власть и ее показатели.
|
|
7.4 Факторы, противодействующие монополизации рынка: экономические и правовые.
Важнейшим элементом рыночного механизма является конкуренция. Она сдерживает частные интересы и ориентирует их в направлении развития общественного производства, приводит к рациональному и эффективному использованию ограниченных ресурсов.
Конкуренция – это экономическое соперничество за лучшие условия производства, купли или продажи товара.
Условия конкуренции:
· экономическая обособленность хозяйствующего субъекта;
· зависимость хозяйствующего субъекта от конъюнктуры рынка;
· наличие на данном рынке других хозяйствующих субъектов.
Различают ценовые и неценовые виды конкурентной борьбы.
Ценовые:
- борьба с другими производителями посредством уменьшения издержек и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества;
- скидки;
- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция все больше вытесняется неценовыми методами соперничества. Последние включают:
- повышение качества продукции, улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей;
- производство товаров-заменителей;
- улучшение обслуживания покупателей, послепродажный сервис;
- реклама, доступ к более выгодным местам продаж.
Производители могут использовать следующие формы конкурентного поведения.
Добросовестная конкуренция
Ведет к выигрышу потребителя, выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества и по более низким ценам.
|
|
Недобросовестная конкуренция использует следующие способы продажи товаров:
- продажа по цене ниже себестоимости - демпинг;
- ложная информация и реклама;
- нарушение качества, стандартов, условий поставок;
- коммерческий шпионаж;
- незаконное использование товарного знака и т.п.
Недобросовестная конкуренция приводит выигрышу производителя, но фирма, использующая ее, может быть наказана.