Предложение на рынке одного товара и его факторы.
Предложение – максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при данных условиях.
Функция предложения – зависимость предложения от определяющих его факторов:
QS = g (y1, y2, …, ym)
· где QS – объем предложения на данный товар в единицу времени (от англ. quantity supplied);
· y1, …, ym – факторы, влияющие на величину предложения.
Факторы предложения:
· цена данного товара;
· цены на ресурсы;
· цены взаимосвязанных товаров;
· характер применяемой технологии;
· ожидания производителей;
· налоги и дотации;
· число продавцов и др.
Функция предложения от цены:
QS = g (P)
· где P – цена данного товара.
Закон предложения: при снижении цены данного товара объем его предложения уменьшается, при повышении – растет.
Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором предложения, ее изменение влияет на объем предложения, что находит выражение в скольжении по кривой предложения.
Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению предложения, что находит выражение в сдвиге кривой предложения.
Рис. 1.2. Кривая предложения