Философия как мировоззрение 6 страница

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта
1. Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант
(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского
университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на
проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы
деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики,
этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в
связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских
произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода
были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при
исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых
философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил
проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в
космосе частиц материи в результате
107
вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и
взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его
частиц.
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и
неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной
биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю
причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это,
современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении
Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости
соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг.
XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма —
невозможности познания окружающей действи­тельности.
Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей
познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир,
который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.
Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании
является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной
деятельности — чело­век, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то
есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом
познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности)
познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые
противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.Мир не имеет начала
во времени и безграничен.

108
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых..В мире
нет ничего простого.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.Свободы
не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по
законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.Бога нет.
Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных
положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, -
доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как
результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих
знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта.
Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку
каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на
практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает,
что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не
подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут
встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное)
знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может
претендовать на всеобщность.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме
изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: "Все тела
протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу".
Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной
проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров
или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное
(доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами
все­общности и необходимости.
109
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании
была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине
ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе"
— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на
органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде
ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы,
ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная
картина ок­ружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании
ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира,
который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в
себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и
явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от
непознаваемых "вещей в себе" — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою
структуру, которая включает в себя:
• формы чувственности;
• формы рассудка;
• формы разума.
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ности — пространство и
время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения,
размещая их в пространстве и времени.
110
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно
общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и
систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат"
про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство,
возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие
идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга
Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в
переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью
кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких
вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками,
характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать
и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;
• качество;
• отношение;
• модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями,
модальностью.)
Сами категории:
• количества — единство, множество, цельность;
• качества — реальность, отрицание, ограничение;
• отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция
(самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
• модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование,
необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
первые две категории каждого из четырех классов — противопо­ложные
характеристики свойства класса, третьи — их синтез. На­пример, крайними
противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их
синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их
синтез -ограничение и т. д.
Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего
— рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума"
хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная
мыслительная деятельность.
111
7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную
деятельность и познание, Кант выделяет "прак­тический разум", под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом
произведении — "Критика практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
• Какой должна быть мораль?
• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные
вопросы, Кант приходит к следующим
выводам:
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание,
которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;
• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями,
интересами людей) существует силь­ное противоречие;
• мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и
должны подчиняться только мораль­ному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и
безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так,
чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".
В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный
Кантом, понимается следующим образом:
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и
уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
8. В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения"
— Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:
• целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен
максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации
живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении,
развитии);
• целесообразности духа (наличие Бога).
9. Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному
закону (категорическому императиву);
112
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в
каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и
народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо
запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.
10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:
• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной
системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека
(антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют
каркас мышления;
• сформулирован категорический императив — моральный закон;
• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном
обществе, так и в международных отношениях;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на
экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Вопрос 37. Философия Гегеля
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а
затем Берлинского университетов, был од­ним из самых авторитетных философов
своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого
классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были
выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием ко­торой является
абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождест­вление бытия и
мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское
понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
113
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием филосо­фии Гегеля является
отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в
виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный
ход истории возвращается снова к са­мому себе: то есть происходит круговорот
Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружаю­щий
мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя
через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому
себе. Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) —
через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружаю­щего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной
идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке
абстрактный и безличный ми­ровой дух приобретает волю, личность, характер,
индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, по­ступки человека, ход
истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной куль­туры, созданной
человеком.
3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им
впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования
Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явле­ния окружающего
мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь,
тепло и холод,
114
молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.
д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии
по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и
взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в
мире (то есть основа всеобщего суще­ствования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противопо­ложность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов по­лучается синтез —
новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более
высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза
противоположных тезисов образуется те­зис все более и более высокого уровня.
Например:

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие,
Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис —
"небытие" ("абсолютное ни­что"). Бытие и небытие дают синтез - "становление",
который
115
является новым тезисом. Далее развитие продолжается по вос­ходящей линии по
указанной схеме.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно проти­воречия являются
движущей силой прогресса. Без наличия про­тиворечий, их единства и борьбы
развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис
идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для
себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением
объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как
идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между
людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением
объективного духа являются нрав­ственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действи­тельная истина.
Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсо­лютной идеи. Среди
людей, согласно Гегелю, "увидеть" и ото­бразить абсолютную идею могут лишь
талантливые и гениаль­ные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолют­ная идея, "увиденная"
гениальными людьми, то религия — абсо­лютная идея, открытая человеку Богом в
виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания
абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными
людьми — фило­софами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания
Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —
116
по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято,
и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов. История, по Гегелю,
процесс самореализации Абсолютного
духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свобо­ды, вся история есть
процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель
делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточную;
• антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой пе­риод истории,
когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь
один человек — фараон, китайский им­ператор и т. д., а все остальные являются
его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осоз­навать уже группа
людей (глава государства, окружение, воена­чальники, аристократия, феодалы),
однако основная масса по­давлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит
ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
5. Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям"
воплощенный Бог);
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть
принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с
которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двига­тель прогресса;
117
• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во
всемирно-историческом масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разло­жению; регулярные войны,
наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о
бытии и
сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием,
разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие —
сознанием. Все разумное действи­тельно, а все действительное разумно.
Вопрос 38. Философия субъективного идеализма
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что
первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная
реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма
бы­ли убеждены в том, что:
• во-первых, единственной реальностью является идея;
• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание
человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный
идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
• само понятие материи ложно;
• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой
нет;
• материализм — тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны
доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по
отношению к идее;
• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи
существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в
сознании Бога-творца;
• единственная очевидная реальность есть сознание человека;
• со смертью человека и его сознания исчезает все;
• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир
подстраивается под идеи;
• высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог
вечно существует и не может исчезнуть, в
118
то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист —
придерживался следующих взглядов:
• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;
• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс
роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы
ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;
• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" —
приобретенные знания и опыт; "впечат­ления внутреннего опыта" — аффекты,
страсти;
• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб
Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор
(в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции"
Повод к ее выдвижению — про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником
кото­рого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении
познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира ("вещей в
себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных
возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить
ее главную задачу - объединить бытие и мышление.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
• отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разу­мом внешней
реальности;
• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое
"Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем
помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в
объект);
• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного
"Я";
• вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей дейст­вительности нет;
119
• само "Я" — не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила,
вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция
(по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются
диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез", а именно:
• Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);
• "Я" полагает (образует) "не-Я" — внешнюю окружающую действительность
(антитезис);
• "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности)
взаимодействует с "не-Я" (пассивным нача­лом — окружающим миром) внутри
Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции).

Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружаю­щим миром внутри
"Абсолютного Я" — субъективного духа мо­жет быть:
• практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид
взаимодействия);
• теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия,
эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я"
(конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По
Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимо­сти. Вся
человеческая история — процесс распространения сво­боды, путь к ее торжеству.
Основа всеобщей свободы — наделе­ние всех частной собственностью.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного
идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал
признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го
сознания, объективную реальность - воплощение духа.
120
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести
изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция"
осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками
(особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий
мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.
Вопрос 39. Философия Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был вид­ным представителем
объективного идеализма немецкой класси­ческой философии, другом, затем
оппонентом Гегеля. Пользо­вался большим авторитетом в философском мире Германии
в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую
дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его
восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском
университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть
первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три
основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций
объективного идеализма. Суть филосо­фии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы)
неистинны, поскольку в первом слу­чае (субъективные идеалисты, Фихте) природа
выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и
др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются
"втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все
остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, веч­ный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями
абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и
неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
121
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних
противоположностей и их взаимодействие (на­пример, полюса магнита, плюсовые и
минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического
характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по
Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой
природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При
окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой
строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к
государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю
и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии
Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным
целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с
реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой
Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость,
еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены
жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто
противоположны и не имеют ничего общего;
• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость
приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики
закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как
необъяснимого хаоса.

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической
философии, начало перехода к материализму
1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом
немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант,
Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и
мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического
идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя
Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция -
просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские
школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и
отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным
влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и
существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного
материализма, основными чертами которого были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового
религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из
человеческой природы;
• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем
окружающего мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала
водоразделом между немецкой
классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма.
Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская
философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала
общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой
половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР,
Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая
философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.)
стала официальной и общеобязательной.
123
2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической
философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• отвергает идею тождества бытия и мышления;
• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и
превопричины материального мира;
• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в
материальный мир — окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная
идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
• не признает единства философии и религии;
• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам,
обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию
антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод
воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не
уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от
прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими
материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др.,
Фейербах:
• выступает с атеистических позиций;
• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить следующие основные положения атеистиче­ско-антропологической
теории Л. Фейербаха:
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог — порождение сознания человека;
• религия — глубоко разработанная мифологически-фантасти­ческая идеология и не
имеет ничего общего с реальностью;
124
• распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его
тяжелым жизненным условиям;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его
зависимости от него и незащищенности;
• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет
его страх и аффекты;
• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя
видеть человек;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его
разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гно­сеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных
познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней
сущности вещей и яв­ления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно
Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума
безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не
сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта,
роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и
в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы,
познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в
основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким
образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при
со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
6. Социально-политические взгляды Фейербаха были обуслов­лены его
антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом,
чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии
с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
• основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать
религия;
• данная религия должна быть основана не на вере в выду­манное
сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
125
• необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т.
д.) и заменить ее религией любви лю­дей к друг другу и религией любви внутри
семьи как наибо­лее отвечающей природе человека;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов
1. Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм —
направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарного материализма:
• полностью отрицали дух (идею) как реальность;
• единственной реальностью считали материю;
• отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ­яснить сознание как
химический процесс;
• были атеистами;
• в своих исследованиях опирались на достижения естествен­ных наук (закон
сохранения энергии, закон сохранения ма­терии, социальный дарвинизм и др.);
• придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата
на человека и иные процессы бытия);
• отвергали диалектику;
• всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и
противоречия (по принципу "черное — белое");
• значительно упрощали положения традиционного материализма.
2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.
Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный мате­риалист,
врач-естествоиспытатель по основной профессии. На­писал книги: "Природа и
наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".
В своей философии Бюхнер:
• обосновывал несостоятельность идеалистических философ­ских концепций;
• лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига
Фейербаха;
• был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и
взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.
Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть
физиологический процесс.
126
Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа­лист,
врач-естествоиспытатель по профессии:
• критиковал библейское учение о происхождении человека;
• считал человека близким родственником обезьяны;
• враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не
соответствует естественной природе человека;
• считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг
выделяет мысль, как печень желчь".
Вопрос 42. Философия марксизма
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом
Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX
в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который
наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и
со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она
получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала
интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой
половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки)
марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной
идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и
приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической
революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:
• предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских
материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII
в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха
середины XIX в.);
• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и
энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых
организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля,
фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
127
• крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство,
идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 —
1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из
революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и
нравственности).
3. Главными произведениями основателей марксизма являются:
• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
• "Капитал" К. Маркса;
• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;
• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;
• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;
• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;
• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;
• "Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.
4. Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух
больших разделов — диалектического ма­териализма и исторического материализма
(нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).
5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое
понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма в
следующем:
• на каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей
жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли
производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное
производст­во, распределение);
• производственные отношения, уровень производительных сил образуют
экономическую систему, которая является бази­сом для институтов государства и
общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения
выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
128
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных
отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются
общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень
производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);
рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
• способ производства - особая общественно-экономическая фор­мация, экономика
которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом государством
труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет,
Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной
собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное
производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками
средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое)
общество — общество будущего, осно­ванное на свободном труде равных людей при
государственной (общественной) собственности на средства производства;
• рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных
отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического
строя;
• уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения
определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.
6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются
следующие понятия:
• средства производства;
• отчуждение;
• прибавочная стоимость;
• эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня,
позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо
средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая
"рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей
массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной
товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих
собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и
самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных
потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в
качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.
129
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда
(в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной
стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в
новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной
стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в
установлении новых, социалистических (комму­нистических)
общественно-экономических отношений, при которых:
• будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;
• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при­своение результатов
чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;
• частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной
(государственной);
• произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами
общества благодаря справедливому рас­пределению.
7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена
диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не
идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была
поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные
положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи
отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для
объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его
невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на
окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего
существования;
• важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком
окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы
противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.
130
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта
1. Позитивизм — направление философии, сутью которого яв­ляется стремление
поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение
философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую
эволюцию (ма­хизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распро­странен и
популярен в современную эпоху.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский
философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие
позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет
серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от
материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.
Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и
опираться на достижения других наук;
• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое
наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, "внутреннюю
сущность" окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера
при исследовании;
• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым
общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой,
опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять
свое место среди других наук.
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллек­туальной и
технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на
несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
131
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг
другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила
основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская
филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество
Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие
мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность
бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками
немецкой философии согласились не все.
Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла
критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:
• "критика слева", представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха,
К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "критика справа", представленная так называемой некласси­ческой
идеалистической философией.
2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать
немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы
(как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители
неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций
идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например,
платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого
доклассического идеализма.
Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в.
являлись иррационализм и "фило­софия жизни" и были, главным образом,
представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
132
3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего
мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму
идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть
разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов
развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например
аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В
своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал
вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии
про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой,
определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон
достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна
исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как
субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом
сознания.
В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий
субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и
лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре
само­стоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени;
• закон причинности — для материального мира;
• закон логического основания — для познания;
• закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию,
причинности, логическому основанию и мотивации.
Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека
осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
• непосредственного познания;
• отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру,
- абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять
все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который
лежит в основе мироздания.
133
Воля:
• лежит в основе сознания;
• является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на
кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются
(аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность
является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").
Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;
• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и
миром воли;
• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во
всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в
мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;
• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде
"бессознательной", "дремлющей" воли;
• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли
Шопенгауэр рассматривает и иные
"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости,
возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит
пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания
Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не
только над природой, но и над собственной судьбой.
Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и
подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной
воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое
счастье.
Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания,
волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его
современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в
разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма,
"философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций
Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником
родственной иррационализму "философии жизни".
134
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается
как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность,
существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в
жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько
видов воли человека:
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое
внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща
каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту
самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека
стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также
согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно
стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".
Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни,
"воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных
философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни —
прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 -
1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".
Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие
окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее).
Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие
"жизнь".
Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:
• целостность;
• наличие многообразного духовного начала;
• неразрывное единство с высшим миром.
Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти­ческие" дискуссии о
материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении
жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.
135
Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и
вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история —
предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По
Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как
отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.
Вопрос 45. Бытие
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется
онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление
философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская,
древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась
онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой
предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные
философские проблемы.
2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно
выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир)
есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в
самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально
существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются
понятием суб­станции — самостоятельной сущности, которая для своего
суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная,
объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.
3. Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью,
массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеально


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: