Содержание
Красноярск, 2006
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра социальной работы и социологии
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
___________________________________________
Курс лекций
для студентов специальности 040101 - Социальная работа
очной и заочной форм обучения
Введение……………………………………………………………………5
Раздел I. Введение в курс "История социальной работы в России
и за рубежом"…………………………………………………....7
Лекция 1.1 Теоретические основы курса истории социальной
работы в России и за рубежом………...……………………....7
Лекция 1.2 Библиография истории социальной работы...……………….12
Лекция 1.3 Донаучный этап оформления теории социальной работы.....16
Лекция 1.4 История становления теории социальной работы……..……21
Раздел II. Основные тенденции в развитии благотворительности в России и за рубежом с древних времен до начала XX в…...27
Лекция 2.1 Архаический период благотворительности………..………...27
|
|
Лекция 2.2 Филантропический период в истории социальной работы....29
Лекция 2.3 Общественная благотворительность в период раннего, классического и позднего средневековья.………………….…..40
Лекция 2.4 Основные тенденции развития благотворительности в Древней Руси (X-XIII вв.)…..………………………………...54
Лекция 2.5 Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе (XVI – XVII вв.)….……………………….59
Лекция 2.6 Развитие церковной и государственной социальной помощи
в России (XIV – XVII вв.)……………………………………..65
Лекция 2.7 Генезис государственного призрения в России (вторая половина XVII –XVIII вв.).……………………………...........71
Лекция 2.8 Развитие благотворительности в Западной Европе и США..77
Лекция 2.9 Буржуа и пролетарии в XIX веке. Появление социального законодательства в Европе и США…………………………….84
Лекция 2.10 Государственное и общественное призрение в России (конец XVIII-XIX вв.)………………...………………………90
Раздел III. Оформление практики социального обеспечения и социальной работы в системе социальных служб в XX в…………...……...98
Лекция 3.1 Социальное обеспечение в США в XX в……………………….98
Лекция 3.2 Европейские модели социального обеспечения и социальной работы (XIX-XX вв.)………………………………………...103
Лекция 3.3 Негосударственный сектор социальной работы в зарубежных странах в XX веке (на примере Великобритании и США)……………..…………………………………………..108
Лекция 3.4 Международно-правовой аспект социальной работы
(XX в.)……………………………...…………………………112
Лекция 3.5 Становление системы социального обеспечения в РСФСР и СССР (1917-1991 гг.)…..…………………………………....117
|
|
Лекция 3.6 Российская практика социального обеспечения, социального обслуживания и социальной работы (1990-е гг.)……….....124
Заключение……………………………………...…………………………130
Список основных терминов и понятий…………………...……………...131
Библиографический список………………………….......……………….132
Введение
Курс “Истории социальной работы” направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся.
Содержание курса в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано с предметами, входящими в учебный план и являющимися базовыми компонентами государственного образовательного стандарта.
Целью курсаявляется формирование у будущих специалистов службы социальной помощи системных представлений об истории генезиса профессии социального работника, о видах духовной и материальной помощи, об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов социальной помощи и поддержки.
Задачи курса:
1. На основе сравнительно-исторического метода сформировать представление о своеобразии развития отечественной и зарубежной частной, общественной и государственной практики социальной помощи.
2. Сформировать целостное, критическое и ценностное отношение к историческому опыту поддержки и защиты социальных слоев населения, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Овладеть методологией исторического анализа событий социальной истории и практики социальной работы, ее институциональных форм и методов.
В результате изучения курса “История социальной работы” студенты должны:
1. Иметь научное представление об особенностях и основных этапах развития социальной работы в истории человечества.
2. Знать основные отечественные и зарубежные исторические события, даты, модели, формы, имена деятелей и организаторов социальной помощи и поддержки.
3. Уметь пользоваться исторической информацией для разработки действий специалиста социальной работы.
Основные дидактические единицы курса:
- Социальная работа как феномен современного мира.
- Этапы, формы, модели становления социальной работы в России и за рубежом.
- Нормы и принципы социальной работы.
Раздел I. Введение в курс "История социальной работы в России и за рубежом"
План: