Историография отечественной системы помощи
Тема 1.2 Библиография истории социальной работы
План:
1. Методологические проблемы историографии социальной работы
Методологические проблемы историографии социальной работы
Методологические проблемы историографии социальной работы в России образуют три направления исследований: понятия социальной работы; периодизации процесса помощи; источников, необходимых и достаточных для осмысления социальной работы как культурно-исторического феномена.
Во Франции с XI по XVII вв. деятельность по оказанию помощи определяется как «charite» - «благотворительность», с XVIII по ХХ вв. как «assistance» - «содействие», аналогичное по семантическому значению славянскому «призрение». В первой половине ХХ в. происходит изменение понятия, деятельность по оказанию защиты и поддержки определяется как «aide» - помощь, поддержка, и, наконец, с середины 50-х годов, как и во многих странах Западной Европы, данная деятельность получает унифицированное название «социальная работа». То, что изменение названия есть объективный процесс, связанный с изменением модели помощи, подтверждает опыт Германии, Бельгии, США и других стран.
|
|
Историография отечественной системы помощи
Значительный пласт проблем в историографии современной науки о помощи связан с источниковедением. На сегодняшний день отечественное источниковедение социальной помощи делает только свои первые шаги. Основная задача сегодня – собрать все источники по общественной благотворительности, общественному призрению не только XIX, но и ХХ вв. Необходимо выяснить что сделано предшествующими поколениями ученых в этой области.
Период 1. Начало XIX века. Начинается целенаправленное, специальное изучение социальной работы в России.
Особенности данного периода:
· Отсутствие единой системы терминов для обозначения социальных явлений.
· Широкое рассмотрение проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной и светской литературе.
· Общественное призрение и христианская благотворительность рассматриваются как два самостоятельных социальных явления.
· Отсутствие специальных научных разработок по социальной работе (статья Стога «Об общественном призрении в России» 1818 года – единственная работа по данной теме).
Период 2. 70-ые гг. XIX века. Рост интереса к истории социальной работы, связанный с ростом общественного движения.
Особенности данного периода:
· Появляются научные исследования, в которых рассматриваются этапы развития благотворительности в России, социальное законодательство и мероприятия правительства по социальному обеспечению.
|
|
· Формируется терминологический аппарат.
· Формируется целостное представление об общественной, церковной, государственной и частной благотворительности.
Период 3. На рубеже XIX – XX веков складываются определенные области исторического знания.
Особенности данного периода:
· Отдельной областью исторического знания становится история развития общества.
· Выделяются этапы развития социальной помощи и ее направления.
· Начинается изучение истории благотворительных учреждений и обществ.
· Начинается изучение зарубежного опыта социальной помощи.
Период 4. Начало XX века.
Особенности данного периода:
· Появляются новые фундаментальные исследования частной и общественной благотворительности.
· Начинается детальное изучение условий жизни, быта, нравов, поведения различных социальных слоев и групп.
Период 5. 1917-80-ые гг. XX века. После октябрьского переворота 1917 года делается попытка создать новое общество, по-новому изучается история.
Особенности данного периода:
· В рассмотрении социально-исторического вопроса доминирующую позицию занимают марксистские идеи классовой борьбы.
· Социальное обеспечение концентрируется в руках государства.
· Отсутствует изучение истории социальной работы как таковой.
Период 6. Конец 80-х начало 90-х годов ХХ века. Этот период характеризуется появлением системных исследований по истории
социальной работы П. Власова, Н. Думова, Л. Бади и др.
Период 7. Конец ХХ века.
Особенности данного периода:
· В России вводится специальность социальный работник.
· Формируются новые подходы к рассмотрению социального развития России.
· Выделяются основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России:
По отношению к другим формам общественной поддержки, существовавшим в разное историческое время в России, социальная работа на рубеже нынешнего века выступает как определенная национальная система помощи, характеризующая культурно-исторический этап, на котором понятие идентифицирует способы и идеологию помощи, ее общественную практику и философию.
Культурно-исторические подходы к исследованию общественного призрения
Рассматривая социальную работу как определенную культурно-историческую модель, парадигму помощи, мы тем самым включаем ее в ряд таких моделей помощи, как социальное обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение, княжеская благотворительность, «слепня», «помочи», то есть тех стадий культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи и защиты.
Современные подходы к истории социальной работы.
Во-первых, данный феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального развития в социальной исторической перспективе;
Во-вторых, в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании, в языковых формах и структурах;
В-третьих, феномен имеет исторические, вещные и деятельные формы существования со своими субъектами, объектами, идеологий помощи, что определяет его как явление культуры.
В трудах историков, ученых М.В. Фирсова, В.И.Курбатова, Л.И. Деминой, В.Н. Егошиной, Е.И.Холостовой, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, А.И. Лященко, В.Е.Давидович, А. Спицкой исследуются вопросы социальной истории.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте методологические проблемы историографии социальной работы.
2. Покажите культурно-исторические подходы к исследованию общественного призрения
3. В чем заключаются и чем объясняются различия в подходах к вопросу о сущности, целях, средствах, формах и видах социальной работы в ее социокультурном развитии?
4. Проследите основополагающую роль принципа историзма в подходах к вопросу о сущности, целях и средствах социальной работы.