Тема 1. Исследования и их роль в развитии систем управления

Проведение исследования — важный этап в рабо­те как менеджера независимо от вида деятельности и уровня в иерархии управления, так и предприятия.

Для осуществления процесса исследования необ­ходимы не только определенные знания, умения исследователя, но и учет условий, в которых оно проводится. Эти условия сопоставимы с условиями функциониро­вания предприятия с поправкой на его внутренние особенности.

Среду, в которой осуществляется деятельность организации, можно рассматривать как динамичную с элементами неопределенности, когда решения при­нимаются при недостаточном уровне информации. Динамичность среды предполагает наличие соотноше­ния неожиданного и упорядоченного, а также нали­чие возможности управлять в условиях хаоса, придер­живаясь определенного направления. Это способствует значительной трансформации общих рамочных условий хозяйственной деятельности предприятий, наиболее значимыми среди которых с позиций исследовательского подхода к управлению предприятиями являются:

· насыщение рынков и стагнация традиционных технологий при усиливающейся дифференциации желаний потребителей;

· возрастающее давление иностранных конкурентов;

· возрастание маркетингового и технологического потенциала конкурентов, потребителей и постав­щиков;

· сокращение длительности разработки новых това­ров и их жизненного цикла на рынке;

· рост затрат на проведение научных исследований и разработок.

На современном этапе развития, когда происхо­дит переход от индустриального к постиндустриально­му миру (информационному), когда происходят рево­люционные изменения в производстве, технологиях, внедряются новации в организации и управлении, любая система управления развивается как сложная система. Это означает наличие нескольких путей раз­вития, новых возможностей, новых «окон уязвимости» и т. п. Для таких условий характерны упущенные возможности (обычно нельзя вернуться к предшествую­щей ситуации и поступить по-другому, более разумно, рационально) и ограниченное время, отпущенное на принятие стратегических решений.

В таких условиях предприятия не могут эффектив­но развиваться без радикального изменения системы управления. Исключение составляют лишь те органи­зации, которые имеют доступ к специфическим ресур­сам (источникам уникального сырья, например энер­гоносителям, источникам внешнего финансирования), всевозможным льготам или которые являются монопо­листами на своем сегменте рынка.

Несоответствие качества управления на предпри­ятиях требованиям современной рыночной среды и предопределяет необходимость проведения исследо­вания.

В общем виде определение исследования выглядит как управляемый процесс познания какого-либо явления, объекта, процесса.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике.

«Исследование систем управления» - дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной
и наукой.

Наука — глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина — первичные знания, которые преподают­ся студентам для ознакомления с основами науки.

1.1. Подходы к исследованию систем управления

Общая логика процесса исследования СУ имеет следующую последовательность:

1. Выделение объекта исследования (фирма, подсистема, подразделение).

2. Определение цели исследования, то есть какой результат нас интересует.

3. Выделение управляющих и характеристических переменных.

4. Определение функций, подлежащих анализу.

5. Определение критериев оценки результатов исследования.

6. Определение критериев оценки предлагаемых решений по улучшению управления.

В менеджменте выделяют следующие подходы к исследованию
систем управления:

· системный подход;

· эмпирический подход;

· анализ межличностных отношений и группового поведения;

· формирование корпоративной культуры;

· социотехнические системы;

· теория принятия решений и эффективные коммуникации;

· моделирование;

· операциональный подход;

· ситуационный подход;

· процессный подход.

Системный подход — методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внеш­ними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реа­лизации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход — подход, при котором объект исследует­ся на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изу­чаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Использу­ются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использо­вания в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

Анализ межличностных отношений и группового поведения — подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучае­мой организации.

Формирование корпоративной культуры — традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила по­ведения членов организации.

Социотехнические системы — подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эф­фективности производства и сокращения времени, затрачивае­мого на производство.

Теория принятия решений и эффективные коммуникации — под­ход соответствия информационной и организационной структур. При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффек­тивности принятия решений информация должна обладать свой­ствами:

· достоверности;

· ясности;

· своевременности;

· полноты;

· оперативности;

· надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерар­хии о принятых решениях наверху.

Моделирование — подход построения модели организации, в ко­торой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

Операциональный подход — подход, в котором выделяются фун­кции и работы для анализа процесса управления, оценка трудоза­трат и затрат ресурсов.

Ситуационный подход — подход принятия решений при быстро­течном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изуча­ется сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздей­ствия, которые могут быть использованы для достижения це­лей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется:

· когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разреше­ния которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

· при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

Процессный подход — подход к исследованию систем управле­ния как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвя­занных между собой работ и общих функций управления. Про­цесс исследования — совокупность функций и действий иссле­дователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требова­ний заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

1.2. Виды исследования

Исследования делятся на виды:

1. Фундаментальные (изучение закономерностей общего характера).

2. Прикладные (решение конкретных проблем): развитие технологии, диагностика, проектирование оргструктур, систем управления.

3. Научные — связаны с пониманием процессов, закономерностей управления.

4. Практические - направлены на принятие решений, применение известных законов к решению практических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: