Проведение исследования — важный этап в работе как менеджера независимо от вида деятельности и уровня в иерархии управления, так и предприятия.
Для осуществления процесса исследования необходимы не только определенные знания, умения исследователя, но и учет условий, в которых оно проводится. Эти условия сопоставимы с условиями функционирования предприятия с поправкой на его внутренние особенности.
Среду, в которой осуществляется деятельность организации, можно рассматривать как динамичную с элементами неопределенности, когда решения принимаются при недостаточном уровне информации. Динамичность среды предполагает наличие соотношения неожиданного и упорядоченного, а также наличие возможности управлять в условиях хаоса, придерживаясь определенного направления. Это способствует значительной трансформации общих рамочных условий хозяйственной деятельности предприятий, наиболее значимыми среди которых с позиций исследовательского подхода к управлению предприятиями являются:
|
|
· насыщение рынков и стагнация традиционных технологий при усиливающейся дифференциации желаний потребителей;
· возрастающее давление иностранных конкурентов;
· возрастание маркетингового и технологического потенциала конкурентов, потребителей и поставщиков;
· сокращение длительности разработки новых товаров и их жизненного цикла на рынке;
· рост затрат на проведение научных исследований и разработок.
На современном этапе развития, когда происходит переход от индустриального к постиндустриальному миру (информационному), когда происходят революционные изменения в производстве, технологиях, внедряются новации в организации и управлении, любая система управления развивается как сложная система. Это означает наличие нескольких путей развития, новых возможностей, новых «окон уязвимости» и т. п. Для таких условий характерны упущенные возможности (обычно нельзя вернуться к предшествующей ситуации и поступить по-другому, более разумно, рационально) и ограниченное время, отпущенное на принятие стратегических решений.
В таких условиях предприятия не могут эффективно развиваться без радикального изменения системы управления. Исключение составляют лишь те организации, которые имеют доступ к специфическим ресурсам (источникам уникального сырья, например энергоносителям, источникам внешнего финансирования), всевозможным льготам или которые являются монополистами на своем сегменте рынка.
Несоответствие качества управления на предприятиях требованиям современной рыночной среды и предопределяет необходимость проведения исследования.
|
|
В общем виде определение исследования выглядит как управляемый процесс познания какого-либо явления, объекта, процесса.
Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике.
«Исследование систем управления» - дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.
Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной
и наукой.
Наука — глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.
Учебная дисциплина — первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.
1.1. Подходы к исследованию систем управления
Общая логика процесса исследования СУ имеет следующую последовательность:
1. Выделение объекта исследования (фирма, подсистема, подразделение).
2. Определение цели исследования, то есть какой результат нас интересует.
3. Выделение управляющих и характеристических переменных.
4. Определение функций, подлежащих анализу.
5. Определение критериев оценки результатов исследования.
6. Определение критериев оценки предлагаемых решений по улучшению управления.
В менеджменте выделяют следующие подходы к исследованию
систем управления:
· системный подход;
· эмпирический подход;
· анализ межличностных отношений и группового поведения;
· формирование корпоративной культуры;
· социотехнические системы;
· теория принятия решений и эффективные коммуникации;
· моделирование;
· операциональный подход;
· ситуационный подход;
· процессный подход.
Системный подход — методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.
Эмпирический подход — подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.
Анализ межличностных отношений и группового поведения — подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.
Формирование корпоративной культуры — традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.
Социотехнические системы — подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.
Теория принятия решений и эффективные коммуникации — подход соответствия информационной и организационной структур. При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информация должна обладать свойствами:
· достоверности;
· ясности;
· своевременности;
· полноты;
· оперативности;
· надежности.
В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.
|
|
Моделирование — подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.
Операциональный подход — подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.
Ситуационный подход — подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется:
· когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;
· при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.
Процессный подход — подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования — совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.
1.2. Виды исследования
Исследования делятся на виды:
1. Фундаментальные (изучение закономерностей общего характера).
|
|
2. Прикладные (решение конкретных проблем): развитие технологии, диагностика, проектирование оргструктур, систем управления.
3. Научные — связаны с пониманием процессов, закономерностей управления.
4. Практические - направлены на принятие решений, применение известных законов к решению практических задач.