При проведении эксперимента задача исследователя (экспериментатора) заключается в том, чтобы установить точные правила экспериментирования, то есть создать такие условия, которые гарантировали бы влияние на изучаемую переменную только одной экспериментальной переменной, и применить их для достижения заданной цели (параметров).
Схема проведения эксперимента довольно проста.
1. Подготовительный этап. Необходимо взять две совокупности/два объекта (контролируемую и экспериментальную) и выровнять их по значимым признакам, то есть необходимо сделать так, чтобы группы практически не различались. Необходимо заметить, что группы не могут совпадать по всем параметрам. Поэтому экспериментатор должен сосредоточить внимание на значимых признаках, то есть на тех, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента. Причем чем больше параметров учитывает исследователь, тем надежнее результаты эксперимента.
2. Этот этап характеризуется как лабораторный этап эксперимента. Успех или провал его зависит, прежде всего, от того, насколько тщательно проработана схема (план) его проведения и определены желаемые результаты. Лабораторный этап эксперимента не должен сталкиваться с нештатными ситуациями, то есть с ситуациями, не предусмотренными предварительно проработанным планом. Если это произошло, то необходимо прекратить эксперимент и вернуться к его проектированию. Необходимо заметить, что отрицательный результат исследования не является неудачей (в некоторых случаях он имеет большее значение, чем положительный результат), неудача состоит в получении ничего не означающих данных.
|
|
Если отклонений от разработанной программы нет, то исследуемая группа объектов подвергается воздействию экспериментальной переменной.
3. Суть данного этапа заключается в определении результатов эксперимента. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что полученные результаты возникли вследствие воздействия именно экспериментальной переменной, а не какой-либо другой. Для этого следует сопоставить параметры экспериментальной группы с параметрами группы, где никаких воздействий не применялось. Различие между этими параметрами и есть результат воздействия экспериментальной переменной. Если различие несущественное, то можно констатировать отсутствие связи. Если применение экспериментальной переменной значительно изменяет распределение изучаемого признака, то есть основания предполагать причинную связь между ними.
4. Заключительный этап проведения эксперимента состоит в оценке степени достоверности полученных результатов. Для этого определяется внутренняя и внешняя достоверность.
|
|
Внутренняя достоверность определяет, в каких пределах изменение изучаемой переменной действительно обусловлено изменением экспериментальной переменой. Если, например, различия между рассматриваемыми группами объектов относятся к неконтролируемым побочным факторам, то эксперимент не будет удовлетворять требованиям внутренней достоверности, и его результаты будут обладать малой ценностью. При планировании эксперимента исследователь должен обратить внимание на факторы, определяющие внутреннюю достоверность. К ним относятся:
· наличие побочных явлений, влияющих на результаты эксперимента;
· биологические, социальные, психологические изменения исследуемого объекта в процессе эксперимента;
· однородность с точки зрения точности и чувствительности инструментов измерения в течение всего эксперимента;
· идентичность характеристик обеих групп.
Внешняя достоверность характеризует пределы, в которых можно использовать выявленные зависимости. При определении внешней достоверности необходимо учитывать следующие факторы:
· обладает ли нужным уровнем репрезентативности выборка исследуемых единиц;
· характеризует ли выборка совокупность единиц в целом с достаточной полнотой;
· соответствуют ли условия эксперимента реальным условиям.