Механизмы платы за риск

Будем рассматривать регион, в котором функционируют n хозяйственных объектов (например, предприятий), деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на уровень безопасности региона.

Обозначим через - уровень безопасности i-го объекта, - уровень риска, причем (100%) (методы определения уровня безопасности или уровня риска рассмотрены в третьей главе).

Обозначим далее через уровень безопасности риска региона. Примем, что уровень безопасности риска региона равен сумме уровней безопасности (риска) предприятий

, . (1.1)

Выбор такого простого выражения для интегральной оценки уровня безопасности (риска) позволяет облегчить математические выкладки и сконцентрировать внимание на анализе поведения предприятий при действии тех или иных экономических механизмов. Обеспечение уровня требует от предприятия определенных затрат

,

где - возрастающая функция .

Эти затраты включают в себе две составляющие. Первая связана с переходом на новый уровень безопасности (смена технологии, закупка более совершенных систем контроля, обучение персонала и т.д.), а вторая - с поддержанием этого уровня в течение рассматриваемого периода времени (повышенные издержки при новой более безопасной технологии, затраты на обслуживание систем контроля и т.д.). Очевидно, что затраты на снижение риска ухудшают финансовое положение предприятия.

В условиях крайнего дефицита средств и тяжелого экономического положения многих российских предприятий маловероятно, что угроза чрезвычайной ситуации заставит предприятие тратить деньги на снижение риска. Это подтверждается и существующей практикой.

Поэтому необходимы механизмы прямого воздействия уровня безопасности (риска) на экономику предприятия таким образом, чтобы снижение риска обеспечивало предприятию экономический эффект в рассматриваемом периоде так же, как и мероприятия, связанные с повышением эффективности производства. К таким механизмам и относятся экономические механизмы обеспечения безопасности.

Мы рассмотрим примеры механизмов экономической ответственности (плата за риск и ограничения на уровень риска), механизмов стимулирования (льготное налогообложение), механизмов перераспределения риска (страхование), а также механизмов распределения фондов (безвозмездное или частичное финансирование мероприятий по снижению риска, либо их льготное кредитование).

Рассмотрим линейный механизм платы за риск.

. (1.2)

В этом случае при проведении мероприятий, обеспечивающих уровень безопасности y, предприятие получает эффект (материальную прибыль) в размере

,

где - существующий уровень безопасности (риска).

Зададимся вопросом, какой уровень безопасности (риска) экономически выгоден для предприятия?

Предположим сначала, что в силу ограниченности собственных средств, предприятие берет кредит по процентной ставке a. В этом случае оптимальный уровень безопасности определяется из условия максимума следующей величины

. (1.3)

Если мероприятия по повышению уровня безопасности проводятся на собственные средства, то оптимальный уровень безопасности также определяется из условия максимума выражения (1.3), где - маржинальная рентабельность мероприятий по повышению экономической эффективности производства.

Этот вывод достаточно прозрачен. Предприятие будет повышать уровень безопасности до тех пор, пока это будет давать экономический эффект (в виде снижения платы за риск) не меньший, чем мероприятия по повышению эффективности производства.

В дальнейшем для упрощения записи примем начальный уровень безопасности а функцию будем обозначать как .

Механизмы ограничения риска (квот)

В этой группе механизмов устанавливаются определенные нормы, нормативы, квоты, определяющие требование к уровню безопасности, нарушение которых ведет к экономическим санкциям (от штрафов до остановки производства, запрещения строительства и т.д.). Соответствующие стандарты касаются, в первую очередь, применяемых технологий производства (строительства), организационно-технических мер по обеспечению безопасности производства. Нормы и нормативы ограничивают, как правило, предельно допустимые концентрации, выбросы или сбросы.

Обозначим w - установленную квоту на уровень безопасности производства. В простейшем случае функция штрафов за нарушение квоты имеет вид

. (1.4)

Основной проблемой при проектировании механизмов квот является определение самих квот. Для корректировки установленных квот весьма эффективным является механизм торговли квотами. Рассмотрим его на простом примере.

Пример 1. Имеются два предприятия с функциями затрат

, .

Первоначально им были установлены равные квоты . Возьмем рыночную цену единицы квоты равной . Если первое предприятие, увеличив свою квоту на единицу, продаст второму предприятию право на уменьшение его квоты на единицу, то первое предприятие выиграет от увеличения его квоты.

.

Второе предприятие также выигрывает от уменьшения его квоты

.

Заметим, что при этом суммарные затраты на достижение требуемых уровней безопасности уменьшаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: