Политика как общественное явление

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ.

II. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Литература

Какие существуют методы в политологии?

Каковы функции политической науки?

Что такое политическая система?

В каком регионе появилась политика и почему?

Что такое политика?

3. Какие существуют классификации видов политики?


1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. – 1997. -№6

2. Бутенко А.П. Политология как наука и учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. – 1993. - № 9-10.

3. Василенко И.А. Политология. – М., 2004.

4. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни. // Социально-политический журнал. – 1997. - № 6.

5. Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология: Учебник. – М., 2004.

6. Заусаева Н.А. Об антропологическом подходе в политологии // https://gf.nsu.ru/humanity2000/zausaeva.shtml

7. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М., 2006.

8. Каверин Б.И. Политология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004.

9. Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. – М., 2006.

10. Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. – М., 1991

11. Малетин С.С. Политология. Авторизованное учеб. пособие для студентов заочного отделения. - Новосибирск, 1998.

12. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. - Мн., 2004.

13. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 2000.

14. Обществознание / Под ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – М., 2003.

15. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика. – М., 2004.

16. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.

17. Салмин М. Политическое развитие России и актуальные проблемы политологии // Полис. – 1998. - №3

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. В соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру; субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; научно сконструированные, раскрывающие её деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей. Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.

Содержание политики:

1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.

2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;

3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;

4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

Выделяются следующие подходы к определению политики:

Директивный подход: политика как отношения по поводу власти.

Сторонники директивного подхода рассматривают политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Один из авторов данного подхода М. Вебер. Властные отношения представляют собой отношения господства и подчинения, складываются между управляющими и управляемыми. Способность первых навязывать свою волю вторым также интерпретировалась по-разному. На разных этапах развития общества могущество власти объяснялось божественным происхождением. Носителями высшей божественной воли считались монархи, а также государство как гарант осуществления божественного промысла на земле. Однако со временем власть перестала быть исключительной прерогативой государства, и данный подход, сводивший политику только к отношениям по поводу государственной власти, не смог отразить ни ее содержания, ни сущности. Разделение властей в государстве, появление политических партий, заинтересованных групп (профсоюзов, СМИ и т. д.) свидетельствует о том, что содержание политической жизни уже не сводится к государственной власти.

Функциональный подход: политика как деятельность по управлению обществом.

При функциональном подходе политика усматривается в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Участники политической жизни выполняют строго обусловленные правилами роли, разделение которых необходимо для обеспечения эффективности политики и сохранения целостности общества. Функциональный подход акцентирует основное внимание на технологии политических взаимодействий, то есть на том, кто принимает политические решения, как они осуществляются, каковы способы реагирования управляющих на изменяющиеся условия жизни общества.

Коммуникативный подход: политика – сфера интеграции или сфера борьбы.

Политика при этом подходе рассматривается как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе. Однако интеграция и целостность общества могут достигаться по–разному, поэтому в рамках этого подхода обычно выделяют два направления. Представители первого направления рассматривают политику как сферу интеграции на основе реализации общего интереса, обеспечения всеобщего блага институтами государственной власти. Эту традицию заложил еще Аристотель (384–322 до н. э.), считавший политику социальной этикой, цель которой – не благо одного человека, а благо народа и государства. Понимание политики как сферы интеграции всех граждан в сообщество стало преобладающим в западной науке. В Новое время оформилось второе направление в объяснении природы политики – конфликтное, согласно которому политика есть преимущественно сфера господства и подавления одних социальных групп другими. Традиция рассмотрения политики как деятельности по борьбе за власть, которая позволяет ее владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом, идет от Н. Макиавелли. Несколько позже немецкие философы и мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс стали трактовать политику как сферу борьбы классов. По их мнению, государственная власть выражает интересы экономически господствующего класса.

Таким образом, существующие подходы к политике акцентируют внимание только на одной из сторон этого сложного общественного явления.

Исследователь Пьер Бурдье изучает не партии и политические течения, но социальный механизм формирования политических партий и политических мнений, одним из которых является делегирование. Он рассматривает поле политики как рынок, в котором существуют производство, спрос и предложение продукта особого сорта – политических партий, программ, мнений, позиций. Применяя общую концепцию строения и функционирования социального поля, Бурдье рассматривает специфические принципы распределения в поле политики доминирующих и доминируемых позиций, власти, а также механизмов легитимного насилия и навязывания определенного видения распределения политических сил и – более широко – деления социального пространства. Для него поле политики является условием и постоянно производящимся и институирующимся результатом политической практики.

Политика имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: политическое сознание; субъекты политики; политическую организацию; политические отношения; политическую культуру; политические интересы. Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе.

Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди основных функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ; авторитарное распределение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.

Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии у нее соответствующих, специфицирующих черт и характеристик. В своей совокупности они позволяют отличить политику от иных сфер общества, увидеть границы ее существования. Прежде всего, следует отметить онтологические, морфологические и процессуальные свойства политики.

Политика способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых.

Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно–пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории.

Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, государственных и международных организаций.

Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных круговкак основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни.

Процессуальные свойства характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, наличие разнонаправленных движений и другие факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, – все эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой.

Определение границ политики в обществе зависит от ее трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Если придерживаться широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, которые связаны с властью, авторитетом, организацией и управлением, то очевидно, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.п.

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляется на определенной территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа». Таким образом, Вебер связывает политику только с общегосударственным (макро–) уровнем.

Наряду с широким пониманием (макроуровень) политических границ также существует и более узкое понимание (микроуровень) – «система существующих в организации отношений власти и управления, основанная на противоречивых интересах ее членов».

В целом границы политики крайне подвижны. Почти любой общественный вопрос может стать политическим, если он затрагивает интересы всего общества и требует обязательных решений для всех граждан.

Поскольку политика проникает во все сферы общественной жизни, встает вопрос об их взаимодействии. Политика и мораль имеют единый источник происхождения – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека. Главные общественные функции морали и политики совпадают – ориентирование на защиту общего блага и социальной справедливости.

Наряду с общими чертами политика и мораль имеют между собой много различий:

1. конфликтность (политика разрешает социальные конфликты, мораль – частные);

2. источник существования (политика – насущные интересы крупных социальных групп, мораль – общечеловеческих);

3. ориентационные установки (политика – на достижение определенных целей, результатов, мораль – внутренние переживание поступков)

4. характер субъекта (политика – коллективный, мораль – индивид);

5. характер опоры (политика – опора на силу, мораль – на совесть).

Взаимоотношения религии и политики нельзя назвать однозначными и простыми. Политико-государственные отношения находят отражение и выражение в религиозных – в сознании, деятельности, отношениях, организациях. В свою очередь религия, испытывая влияние всей общественной системы, оказывает воздействие на нее. В настоящее время религия играет разную роль в различных странах и регионах в зависимости от уровня и характера развития экономики и политики, классовых, межэтнических и других отношений, от меры активности религиозных ассоциаций и т.д. Например, в России установлена свобода религии, т.е. возможность принимать религию по своему выбору и исповедовать ее как единолично, так и сообща с другими.

К субъектам политики могут быть отнесены различные общности и объединения, имеющие политические интересы, притом для субъектов политики политическая деятельность – сущностное качество. Примером могут послужить политические партии, политические объединения, массовые общественные движения, человек.

Политика является целеполагающей формой деятельности. Ее движущей пружиной является целедостижение. Цель в политике, как и в любом другом виде деятельности, служит внутренним побудительным мотивом. В качестве инструментов, орудий практического осуществления целей выступают средства и методы. Политические средства – это конкретные факторы влияния субъектов политических отношений на объекты: избирательные кампании, забастовки, вооруженные действия и др. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К методам политики относят прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.

Вопрос о соотношении целей и средств, по сути, является вопросом о нравственном содержании политической жизни. Широкое распространение среди политических лидеров имеет установка, что цель оправдывает средства. Все преступные политические акты, войны, террор и т.д. нередко прикрывались благородными целями, сулящими народам благоденствие и процветание. Сторонники такого подхода стремятся построить систему иерархии нравственных ценностей и с помощью ее оправдать применение некоторых безнравственных средств как «меньшего зла».

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка и социальной справедливостью Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Одну из наиболее влиятельных форм политического сознания представляет политическая идеология. Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этим целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Политическое насилие отличается от его других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения.

В истории широкое применение насилия оказывало губительное воздействие не только на отдельных людей, но и на целые нации. Учитывая социальные реальности, современная мораль допускает применение насилия лишь в качестве ответной или превентивной меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, злостным нарушителям законов и т.п.

Уже многие века человечество озабочено проблемой устранения насилия из политической и общественной жизни. Одна из важнейших идей философии ненасилия – непротивление злу. Кроме того, философия ненасилия предполагает активную позицию и действия, основанные на верховенстве духовно-нравственной власти над властью политической. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли известные русские писатели и философы, особенно Л.Н. Толстой, который создал целую концепцию непротивления злу, и Ф.М. Достоевский, пытавшийся решить проблему нравственной недопустимости насилия в своих произведениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: